Японская компания внедрила российскую технологию очистки воды

Инженеры-химики из Троицкого технопарка разработали и успешно внедряют технологию очистки воды, имеющую высокую эффективность и не использующую вредные химические вещества.

Наиболее распространенные сегодня технологии очистки воды имеют существенные недостатки: многие органические соединения невозможно ни отфильтровать, ни обезвредить с помощью хлора, а те, что получается окислить, дают вредный осадок, и возникает проблема его утилизации. Биологические способы очистки имеют низкую скорость химических реакций, а значит, ограниченное применение.

Разработка инженерно-технического центра «Комплексные исследования» (резидент технопарка в Троицке (Московская область) отличается от обычных технологий очистки воды. В основе технологии лежит контроль процессов окисления в воде. Инженеры нашли прикладное применение для результатов работ академика Николая Семенова, который за изучение окислительных цепных реакций в воде получил в 1956 году Нобелевскую премию по химии.

Ядро новой технологии очистки воды — генератор озона и ОН-радикалов — молекул, состоящих из одного атома водорода и одного атома кислорода, запатентованный под названием XENOZONE. Активные молекулы рождаются под действием ультрафиолетового лазерного луча с длиной волны 172 нм, производимого ксеноновой лампой.

Окислительный потенциал ОН-радикалов в два раза выше, чем у хлора, а константы скоростей химических реакций в миллионы раз выше, чем у озона. Поэтому ОН-радикалы активно и быстро вступают в химические реакции с органикой, делая ее доступной окислению кислородом. Новая технология эффективна, а кроме того, «всеядна», ведь активные молекулы справляются и с неорганическими соединениями, например марганцем и железом, а также с микробиологическим загрязнением. После очистки улучшаются даже вкус воды и исчезают посторонние запахи, сообщает агентство ФИАН-Информ.

Органические вещества под действием ОН-радикалов распадаются на более легкие соединения. Возможно их полное разложение до воды, углекислого газа, солей и неорганических кислот. Однако это не оправдано экономически, а также нецелесообразно. Достаточно перевести вредное вещество в легкую биоразлагаемую форму. Один из секретов новой разработки заключается как раз в том, что российские ученые научились определять момент, когда такая форма возникает и, значит, можно останавливать процесс генерации ОН-радикалов.

С помощью технологии XENOZONE уже проходит очистка воды, причем в разных масштабах. Произведенное целиком в технопарке оборудование применяется как в небольших организациях — бассейнах, на предприятиях пищевой промышленности, так и на крупных объектах промышленности. Например, система очистки конденсата установлена на Нововоронежской АЭС и Верхнетагильской ГРЭС, а очистка питьевой воды ведется на муниципальных объектах водоканалов в Троицке и Подольске. Летом 2017 года был успешно завершен проект по установке оборудования для очистки промышленных стоков от предприятий микроэлектроники по заказу японской компании.

Ранее российские химики сумели усовершенствовать детекторы летучих веществ на основе наночастиц металлов, сделав их более дешевыми и избирательными в работе.