Беспорядочный секс у бонобо не мешает планированию беременности

Фото: Christian Ziegler / LuiKotale Bonobo Research Project

Международный коллектив ученых выяснил, что самки бонобо спариваются с самцами не так беспорядочно, как ранее считалось. Большинство спариваний приходится на ограниченное количество самцов, при этом — без всякого насилия.

Карликовые шимпанзе, или бонобо, наряду с обыкновенными шимпанзе — ближайшие родственники человека среди других приматов. Бонобо так же, как человек и шимпанзе, умеют делать орудия труда. При этом бонобо заметно отличаются от своих собратьев шимпанзе социальным поведением: бонобо гораздо менее агрессивны, они не охотятся на других обезьян, а спорные вопросы решают сексом (который в жизни бонобо вообще очень важен).

Ученые решили выяснить, насколько равномерно у бонобо распределены спаривания и отцовство, то есть сколько спариваний достается каждому самцу бонобо и, соответственно, как часто он становится отцом. У шимпанзе самым высоким рангом обладает альфа-самец — он чаще всех в стае спаривается и передает свои гены большему числу потомков. Но у бонобо самые высокоранговые особи в стае — не самцы, а самки, насилия среди этих обезьян почти нет, при этом самки готовы к спариванию гораздо дольше, чем самки шимпанзе, поэтому конкуренция среди самцов за них должна быть ниже. Исходя из всего этого, ученые предположили, что у бонобо, скорее всего, царит относительное равенство в сексе.

Исследователи установили отцовство 24 особей в одной из стай бонобо в Конго. Оказалось, что ученые ошиблись в своих предположениях. Результаты показали, что 62% детенышей, родившихся за 12-летний период, — дети одного и того же самца. Для сравнения ученые провели такой же анализ в семи сообществах шимпанзе, и выяснилось, что перекос у бонобо оказался даже больше, чем у шимпанзе — у тех на долю самого успешного самца приходилось до 56% детенышей, но в среднем по всем исследованным группам результат был скромнее — 26%.

По мнению ученых, у бонобо самки выбирают, с кем спариваться в период, когда они могут забеременеть, и большинство выбирает самых высокоранговых самцов. Если у шимпанзе низкоранговые самцы имеют шанс на спаривание, например, принудив самку силой тайком от альфа-самца, то у неагрессивных матриархальных бонобо таких возможностей нет.

Ученые планируют в будущем провести исследования других сообществ бонобо, а кроме того, провести наблюдения поведения карликовых шимпанзе, чтобы узнать, как проявляется конкуренция среди самцов и каким образом самки выбирают отца для своего потомства. В итоге ученые надеются получить больше данных о том, какие механизмы лежат в основе социального и полового поведения человека.

Исследование описано в журнале Current Biology.