Сорта виски распознали при помощи «языка» из красителей

Фото: Rifca Peters / Flickr / CC BY-ND 2.0

Ученые из Голландии и Германии предложили метод химического анализа пищевых продуктов с использованием флуоресцентных красителей. Новый способ позволит различать многокомпонентную еду и напитки и проверять их происхождение.

Качество алкогольных напитков определяют двумя принципиально разными путями. Первый — дегустация профессионалами-сомелье и вынесение ими экспертного мнения по поводу продукта. Слабое место этого метода — субъективность эксперта. Второй путь — это химические и физические методы анализа. Например, с помощью ультрафиолетовой или инфракрасной спектроскопии можно определить концентрации галлатов и фенольных соединений, содержание которых растет пропорционально возрасту виски. Но спектроскопия — трудоемкая процедура: она требует много времени, что исключает ее потоковое использование.

Европейские ученые предложили другой подход к определению химического состава пищевых продуктов и сделали своеобразный искусственный светящийся «язык». Они нанесли несколько разных флуоресцентных красителей в лунки на специальных подложках, в которые затем добавляли разные сорта виски. Ванилиновая кислота, танины и другие вещества, содержащиеся в виски, взаимодействовали с красителями и изменяли их светимость, а прибор регистрировал, как изменяется свет каждого красителя в разных лунках, и записывал профиль, или шаблон светимости, — «вкус» каждого сорта напитка. Ученые протестировали таким образом 36 разных виски, и из-за того, что содержание веществ в них различалось, светимость разных красителей менялась по-разному. В результате по тому, как разные сорта реагировали с флуоресцентными метками, удалось не только отличить все тестируемые сорта, но и определить их возраст и регион происхождения.

Благодаря этому исследованию может появиться новый инструмент для быстрого анализа многокомпонентных смесей — пищевых продуктов и лекарств.

Исследование опубликовано в журнале Chem.