«Всероссийская лабораторная» стала международной и пройдет в 20 странах

10 февраля состоится акция проверки научных знаний «Открытая лабораторная» — бывшая «Всероссийская лабораторная», ставшая в 2018 году международной. Событие станет частью празднования Дня российской науки, который традиционно отмечается 8 февраля.

Массовая акция по проверке научной грамотности россиян пройдет в течение одного дня в десятках населенных пунктов России: от села Ачайвайм на Камчатке до города Апатиты в Мурманской области. Кроме того, в 2018 году к ней присоединятся не менее 20 стран, в том числе Китай, Германия, Франция, Чехия, Казахстан и Азербайджан.

Участниками мероприятия («лаборантами») смогут стать все желающие. Площадки акции появятся в университетах страны, научных институтах РАН, библиотеках, музеях и других организациях, например в Российском научном фонде. Также написать лабораторную можно будет онлайн, сообщают организаторы в пресс-релизе.

Во время акции участники ответят на вопросы, касающиеся базовых явлений жизни из области физики, химии, биологии, астрономии, антропологии и механики — например, можем ли мы увидеть животную клетку в своем холодильнике и все ли вещества состоят из молекул, может ли дерево быть прочнее металла и что болит при головной боли.

Новшеством этой акции станет рубрика «кроссворд», где участникам предстоит вписывать в кроссворд научные термины, сообщил корреспонденту «Чердака» организатор «Открытой лабораторной» Евгений Насыров.

Также, по его словам, на площадках акции в Москве и Санкт-Петербурге состоится презентация русского перевода книги астрофизика и популяризатора науки Нила Деграсса Тайсона «Большое космическое путешествие».

Акция продлится полтора часа. За это время участники напишут «лабораторную», узнают свой результат и подробно разберут каждое задание с «завлабами» — ведущими учеными России и мира, а также популяризаторами науки.

После «лабораторной» на каждой площадке состоится дополнительная программа: научные шоу, опыты и демонстрации, мастер-классы и экскурсии, а также фильмы от международного фестиваля актуального научного кино (ФАНК), а также «орфографический сюрприз» от проекта «Тотальный диктант».

Событие традиционно проходит при поддержке Министерства образования и науки, а главный академический партнер — Российская академия наук.

В 2017 году «Всероссийская лабораторная» прошла в 35 городах, в том числе в китайском Чжухае. В акции на оффлайн-площадках и в сети приняли участие более 15 тысяч человек.

Хронический социальный стресс серьезно подавляет иммунитет

Ученые Института цитологии и генетики СО РАН и Института клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН доказали, что хронический социальный стресс негативно влияет на организм: снижает иммунитет или даже приводит к развитию рака.

Социальный стресс — психическое перенапряжение, связанное с необходимостью социальной адаптации, приспосабливания, взаимодействия в обществе. Ученые давно ведут его исследования на мышах и получили множество интересных результатов — например, он влияет на выработку гормонов, таких как пролактин, окситоцин и кортикостерон, а также на созревание нервной ткани.

«Сейчас исследователи могут с уверенностью сказать, что хронический социальный стресс вызывает изменения в работе многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. В результате формируется психоэмоциональное расстройство, которое длительно сохраняется, запуская целый каскад изменений в организме. В частности, длительный социальный стресс подавляет иммунитет, что, в свою очередь, стимулирует развитие других патологических состояний, сопровождающихся, например, усилением процессов метастазирования злокачественных опухолей», — сообщает пресс-служба Института цитологии и генетики.

Так, у мышей, которых продолжительное время вводили в состояние социального стресса, отмечалось развитие смешанного тревожно-депрессивного расстройства, сопровождавшееся нарушениями в работе иммунной системы и даже стимуляцией процессов канцерогенеза (образования рака).

В ходе исследований ученые не просто подтвердили тезис экспериментально, но и детально описали механизмы этого воздействия, создав модель смешанного тревожно-депрессивного расстройства. [ ... ]

Друзья и одноклассники генетически ближе друг другу, чем незнакомые люди

Американские ученые нашли новое подтверждение существования «социального генома», проанализировав геномы более пяти тысяч человек.

Вопрос о том, как гены влияют на формирование социальных отношений, изучает относительно новая область науки, получившая название социогенетика. В новом исследовании ученые из нескольких университетов США показали, что геномы друзей и даже одноклассников похожи сильнее, чем геномы случайных людей. В большей степени это распространяется, как выяснилось, на те участки генома, которые связывают с регуляцией когнитивных функций, в конечном счете — успешностью в образовании.

Ученые работали с данными, полученными при реализации программы Add Health, направленной на оценку здоровья американских школьников. Среди прочего большинство участников этой программы согласились на сбор их генетического материала. В первой и второй волне Add Health школьники также отвечали на вопросы анкеты о своем окружении, в том числе называли имена своих наиболее близких друзей. Соответственно, у ученых появилась возможность исследовать пары друзей и сравнивать их с парами незнакомых людей. Всего они проанализировали около 5200 геномов.

Анализ подтвердил, что генетическое сходство в парах друзей выше, чем в парах случайно выбранных людей. Далее ученые проанализировали отдельные участки генома, известные как регулирующие те или иные сферы. Им удалось обнаружить значительное сходство участков ДНК, связанных с успешностью в образовании, и при этом не обнаружить такого сходства в участках, связанных с такими внешними характеристиками, как рост и вес.

Отвечая на вопросы о причинах такого генетического сходства между друзьями, авторы исследования выдвигают два предположения. Первое связано с тем, что мы неосознанно выбираем в друзья людей, близких нам по интеллектуальному уровню, успешности в обучении, и это означает, что и соответствующие участки генома у нас похожи. [ ... ]

Гендер исследователя влияет на результаты психологических исследований

Исследователи из Университета Уппсалы (Швеция) определили, как пол экспериментатора влияет на результаты научных опытов, особенно в психологии и медицине.

Научные работы перед публикацией в журналах всегда рецензируют и стараются проверять. Но если речь идет о публикациях по медицине и психологии, по которым авторы не предоставляют «сырых» данных, систематическая проверка крайне затруднительна. Объем публикаций растет из года в год, и проверка научных данных стала острой проблемой, которую специалисты назвали кризисом воспроизводимости. В ходе недавних проверок почти сотни статей по психологии, опубликованных в высокорейтинговых журналах 2008 году, достоверными оказались данные менее трети публикаций.

Социологи из Швеции, изучающие проблему воспроизводимости данных, обратили внимание на мало изученный специалистами фактор — пол экспериментатора. Отчеты о клинических испытаниях, результат психологических тестов и опросов практически не содержат информации о гендере экспериментатора. Однако пол может повлиять на оценку самочувствия испытуемых. Например, при тестировании эффективности обезболивающих препаратов испытуемые мужчины при наблюдении женщины-экспериментатора заявляли о меньшем уровне боли, чем при опросе мужчинами.

Ученые разделили влияние гендера исследователя на три категории: влияние на интеллект, тело и поведение испытуемых. Для каждой категории авторы обобщили результаты ранее проведенных исследований, где пол учитывался. Так, влияние на интеллект ученые подтвердили с помощью тестов на креативные способности. Оказалось, что участники-мужчины никак не реагируют на пол экспериментатора, в то время как женщины показали заниженные результаты в случае проведения эксперимента женщинами. Исследователи пришли к выводу, что женщины чувствительнее реагируют на других людей, чем мужчины.

Влияние гендера специалисты проиллюстрировали серией экспериментов по измерению физической активности участников. Испытуемые выполняли прыжки с места, челночный бег и приседали. Несколько исследований выявили улучшение результатов при проведение эксперимента наблюдателем противоположного пола. [ ... ]