Все новости

Времяпровождение перед телеэкраном негативно сказалось на развитии детей. К такому выводу пришли исследователи, обобщив данные наблюдений за 2,5 тысячи детей в возрасте от двух до пяти лет

Канадские исследователи выяснили, что чем больше дети в возрасте от двух до трех лет смотрят телевизор или играют с планшетом, тем хуже они развиваются к пяти годам.

Вопрос о том, как влияют на детей просмотр телепередач, компьютерные игры и времяпрепровождение с мобильными устройствами, — один из тех, которые волнуют даже далеких от медицины и науки людей и на которые крайне сложно дать простой ответ. Семьи, где дети имеют доступ к таким развлечениям, могут отличаться от иных семей сразу по нескольким критериям, в том числе имеющим гораздо большое влияние на подрастающее поколение.

В новом исследовании, представленном на страницах JAMA Pediatrics, группа ученых из Канады систематизировала данные о 2441 ребенке в возрасте от двух до пяти лет и пришла к выводу, что время, проведенное перед экраном, действительно негативно влияет на развитие детей. Однако это не самый яркий эффект (из тех же данных следует, что чтение книг вслух ребенку обладает более мощным эффектом), и при его обсуждении необходимо сделать ряд оговорок.

Прежде всего, исследователи собирали данные о том, сколько времени в неделю ребенок проводит перед экраном, причем понятие «экранного времени» включало в себя все, что предполагает взаимодействие с любым из возможных дисплеев: просмотр телепередач и мультфильмов или видеоигры. Как отмечают сами же авторы, потому качественные образовательные приложения оказывались уравнены с любительскими онлайн-трансляциями, а это, судя по всему, совершенно разные вещи, которые пришлось объединить в одну категорию из-за недостатка ресурсов исследователей. Кроме того, ученые полагались на опрос родителей, а последние тоже могли предоставлять недостоверные данные, завышая или занижая количество времени, реально проведенного ребенком перед экраном.

Но даже с этими оговорками одно заключение канадские психологи делают уверенно: каждый дополнительный час в день, проведенный перед экраном, снижает результаты комплексного психологического тестирования на 6-8 процентов.

Причем эффект заметен не сразу, а через год или три года: дети, много сидевшие с гаджетами в два года, хуже справлялись с заданиями, которые им предлагали в трехлетнем возрасте. А те, кто много проводил времени перед экраном в три года, хуже справились с тестами после пятого дня рождения.

Психологи также проанализировали ряд других данных, чтобы исключить ряд простых объяснений, которые снимают вину с гаджетов и перекладывают ее на что-то иное. Ученые провели обратное сопоставление и посмотрели, не будут ли дети с самыми худшими результатами проводить больше всех времени перед экраном, и оно дало отрицательный результат, так что дело, похоже, не в каком-то третьем факторе. Дети, которые уже имеют дефицит внимания или когнитивных способностей, не сидят перед экраном больше сверстников, но те, кто дольше сидели перед экранами при прочих равных, справляются с тестами хуже.

Исследователи также обнаружили, что на показатели ребенка отрицательно влияет депрессия у матери, и она же увеличивает проведенное с гаджетами время.

А вот наличие у родителей высшего образования сказывается на картине несколько более сложным образом: такие дети в целом лучше справляются с заданиями и при этом время, которое они проводят с планшетом или перед телевизором, значительно снижается — примерно на 20 процентов. Также меньше сидят перед экранами дети из богатых семей (около 10 процентов разницы) и девочки (на 6 процентов меньше). А еще с использованием экранных устройств также отрицательно связана большая продолжительность детского сна.

 Алексей Тимошенко