Спасибо, что вы с нами!

Российские ученые исследовали механику возникновения суперизвержений

Группа специалистов из Института нефтегазовой геологии и геофизики, а также Новосибирского университета вместе с коллегами из Германии и Франции выяснила, откуда берется выливающаяся при суперизвержениях вулкана лава.

Суперизвержения — это события, при которых из вулкана выходят тысячи кубических километров материала. Средних размеров мегаполис суперизвержение зальет полутора-двумя километрами магмы и засыплет полукилометром пепла сверху по всей территории.

Исследователи, работа которых представлена на страницах журнала Science (это одно из самых цитируемых научных изданий мира), получили трехмерную карту подземных резервуаров с магмой под вулканом Тоба в Индонезии. Именно там около 75 тысяч лет назад произошло суперизвержение, которое привело к глобальному похолоданию и обширным разрушениям. Численность человеческого населения, по ряду оценок, также радикально сократилась. Но где именно накопилась вся излившаяся магма, долгое время оставалось неясным.

Проанализировав сейсмические данные, то есть результаты записи распространяющихся вблизи вулкана колебаний земной коры, ученые пришли к выводу о том, что магма накопилась в своего роде "слоеном пироге". Резервуары, где накапливалась жидкость, имели горизонтальную форму и располагались друг над другом. Знание о форме магменных резервуаров позволит лучше прогнозировать подобные суперкатастрофы, которые, впрочем, пока представляются крайне маловероятными.