Вокруг ближайшей к Солнцу звезды обнаружили пылевое облако

Астрономы зафиксировали вокруг проксимы Центавра — ближайшей к Солнцу звезды — облако из холодной космической пыли. Открытие косвенно указывает на наличие планетной системы вокруг звезды.

Проксима Центавра — красный карлик, находящийся на расстоянии 4,22 светового года от Земли, что в 270 тысяч раз больше расстояния от Земли до Солнца. В 2016 года Европейская южная обсерватория подтвердила, что вокруг звезды вращается планета Проксима b, которая диаметром немногим больше Земли и условия на которой (температура, радиационный фон) приемлемы для существования примитивных форм жизни. Астрономы, работающие на комплексе телескопов ALMA, зафиксировали эмиссию холодной космической пыли из окружения проксимы Центавра.

Космическая пыль — это остатки вращающегося вокруг звезды «строительного материала», который не сформировал более крупные тела, такие как планеты. Частицы пыли состоят из смеси стеклообразных минералов железа, марганца, магния, а также льда. Размер «пылинок» варьируется от нескольких миллиметров до километров — диаметра крупных астероидов.

Кольцо пыли вокруг проксимы Центавра образует пояс, удаленный на несколько сотен миллионов километров от звезды. По оценке астрономов, суммарная масса объектов пояса примерно в сто раз меньше массы Земли, а температура пояса около -230 градусов Цельсия. Примерно такая же температура у частиц расположенного за Нептуном пояса Койпера, самым известным объектом которого является «разжалованный» в карликовые планеты Плутон.

Данные ALMA предсказывают существование еще более отдаленного и холодного пояса вокруг проксимы Центавра. Оба пояса находятся намного дальше от звезды, чем Проксима b, которая вращается по орбите радиусом четыре миллиона километров (в десятки раз меньше, чем расстояние от Земли до Солнца).

Открытие астрономов указывает на возможную многопланетную систему вокруг проксимы Центавра с долгой историей формирования, в результате которого образовались пылевые кольца. Дальнейшие исследования помогут обнаружить неидентифицированные планеты. Кроме того, изучение структуры и динамики современных пылевых поясов может дать важную информацию о формировании и эволюции экзопланетных систем, подобно тому как это было сделано в нашей планетной системе. К примеру, астрономы установили, что современный пояс Койпера шире и весит в 100 раз меньше, чем при формировании Солнечной системы.

Информация о системе проксимы Центавра также поможет при запуске миссии StarShot — системы зондов, которую планируют запустить к альфе Центавра. Полет к ней может занять около 20 лет, ученые надеются обнаружить вокруг нее планету, подобную Проксиме b, и получить изображения высокого качества, чтобы разглядеть рельеф возможной планеты.

Результаты наблюдений опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

С чем связаны трудности при поиске экзопланет и почему там до сих пор не нашли жизнь, читайте на «Чердаке».