Внутриутробный тестостерон не влияет на способности к пространственному мышлению у женщин

Ученые под руководством профессора Томского университета оспорили ключевую роль тестостерона в развитии пространственного мышления, опираясь на данные тестирования 3 тысяч близнецов.

Международная группа ученых под руководством профессора Томского государственного университета Юлии Ковас выяснила, что способность мысленно манипулировать объектами в пространстве не связана с уровнем тестостерона во время внутриутробного развития. Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, позволяет приблизится к ответу на давний вопрос о том, существуют ли на самом деле между мужчинами и женщинами биологически обусловленные различия в способности к пространственному мышлению.

Под пространственным мышлением понимается любая умственная деятельность, которая требует от мыслящего представления объектов в некотором пространстве. Поиск пути в лабиринте, складывание фигур из бумаги по заданной схеме, рисование с отображением перспективы, мысленное переворачивание трехмерных фигур, построение сечений — всего исследователи проанализировали результаты испытуемых в 14 различных тестах. Целью работы исследователей под руководством Ковас была проверка гипотезы, согласно которой способности к пространственному мышлению зависят от уровня мужского полового гормона, тестостерона, в организме развивающегося плода.

Тестостерон синтезируется уже на стадии внутриутробного развития и запускает ряд изменений в организме плода. Именно действие этого гормона на репродуктивные органы определяет их развитие по мужскому типу и, вероятно, влияет на развитие мозга. Однако то, каким образом это происходит и как в итоге различается мозг взрослых мужчин и женщин, пока неясно. Авторы новой публикации отмечают, что большинство когнитивных способностей между полами фактически одинаковы, но в тестах на навыки пространственного мышления мужчины обычно показывают лучшие результаты.

Но более высокие результаты мужчин сами по себе еще не говорят о том, что причина заключается в половом гормоне. Если бы дело было именно в тестостероне, тогда, например, девочки с большим уровнем тестостерона оказывались бы в среднем результативнее своих сверстниц.

На роль испытуемых в этом исследовании ученые привлекли добровольцев, участвовавших в программе Twins Early Development Study, собирающей сведения о развитии близнецов. Эта долгосрочная национальная программа была начата еще в 1995—1996 годах, поэтому авторы нового исследования смогли протестировать почти три тысячи человек, среди которых были как мужчины, так и женщины. Всех испытуемых разделили на четыре группы — по половому признаку и по полу близнеца. Если гипотеза об эффекте тестостерона на способности к пространственному мышлению верна, то те женщины, у кого есть брат-близнец, должны были превзойти представителей однополых пар женщин-близнецов, потому что на стадии развития синтезируемый организмом брата-близнеца гормон проникает в кровоток матери и околоплодные воды и родившиеся вместе с братьями девочки развивались при повышенном уровне мужского полового гормона. Соответственно, это должно было каким-то образом повлиять на развитие и их мозга.

Однако лишь в двух тестах из 14 такие женщины превзошли других испытуемых, а величина эффекта оказалась весьма невелика. «Если сложить наши результаты, — пишут исследователи, — они разойдутся с предыдущими данными, показавшими лучшие пространственные способности женщин с братьями-близнецами». Это противоречие, как утверждают авторы новой публикации, обусловлено разницей в методах исследования и большей выборкой: по сути, ученым впервые удалось изучить пространственные способности на репрезентативной выборке национального масштаба.

Ученые также указывают, что результаты тестов на пространственное мышление заметно меняются в зависимости от того, как проводится тестирование. Так, использование компьютерного теста вместо бумажного приводит к несколько меньшим различиям между мужскими и женскими показателями, на результаты влияет замена виртуальных 3D-моделей на реальные макеты, и, главное, не всегда можно уверенно отличить факторы среды, например воспитания, от биологически обусловленных.

Таким образом, как минимум в случае с разнополыми двойняшками гипотеза о влиянии внутриутробного тестостерона на способности к пространственному мышлению не подтвердилась. Стоит отметить, однако, что на уровень тестостерона у плода влияет не только перенос этого гормона от другого плода, но и другие факторы, например уровень гормона в организме матери и индивидуальные особенности плода. Авторы нового исследования не исключают связи тестостерона с пространственным мышлением, но указывают на то, что эта связь, по всей видимости, невелика.

Исследователи намерены продолжить работу и учесть в том числе разницу в условиях развития детей. Имеющиеся данные позволяют предположить, что некоторые занятия могут влиять на развитие пространственного мышления и это может вызывать разницу в способностях мужчин и женщин как в рамках биологии («мужской мозг склонен к определенным занятиям и те развивают пространственные навыки»), так и в рамках социального обучения («мальчиков поощряют заниматься тем, что развивает пространственные навыки»).

Юлия Ковас с коллегами уже много лет занимается изучением близнецов — не так давно томский корреспондент «Чердака» побывала на одном из публичных мероприятий, которые ученые проводят, чтобы привлечь к своим исследованиям как можно большее число «одинаковых» людей.

Физики оценили угрозу, которую пылевая плазма Деймоса представляет для космических аппаратов

После посадки корабля на спутник Марса пыль может заблокировать работу его солнечных батарей и тем самым вывести из строя.

Физики из Института космических исследований РАН, МФТИ и НИУ ВШЭ смогли с опорой данные моделирования показать, что на дневной стороне Деймоса должно происходить образование пылевой плазмы — пыли, состоящей из заряженных частичек местного реголита. Она может повредить посадочному модулю автоматизированных миссий, которые в будущем отправятся к спутнику. Соответствующая статья опубликована в Plasma Physics Reports.

Фобос и Деймос, спутники Марса, давно рассматриваются как перспективные объекты для исследований, в том числе пилотируемых полетов. Сила тяжести на них слабее лунной, а значит, топлива на посадку и взлет с них потребуется немного. А вот для того, чтобы реализовать миссию на Марс с высадкой и последующим возвращением на Землю, единственной реалистичной схемой будет дозаправка на Красной планете, потому что если брать с собой топлива на дорогу туда и обратно, потребуется ракета массой в сотни тысяч тонн и, соответственно, стоимостью в десятки триллионов долларов. Поэтому первой экспедиции придется взять с собой оборудование для получения метанового топлива из марсианской воды и углекислого газа, чтобы заправить ракету для полета домой.

Ввиду этого, многие космические агентства потенциально заинтересованы в том, чтобы сначала организовать миссию с высадкой на спутниках Марса, а не на нем самом. Например, Россия планирует запуск миссии «Фобос-Грунт 2» с посадочным модулем в середине следующего десятилетия (ориентировочно) — тот должен будет доставить на Землю образцы грунта со спутника Марса.

Российские ученые создали физико-математическую модель, описывающую поведение пыли у поверхности Деймоса. Само образование «летучей» пыли зависит от процессов, общих для множества безатмосферных тел Солнечной системы. Фотоны солнечного излучения, не встречая атмосферу, поглощаются грунтом небесного тела и за счет фотоэффекта «выбивают» из него электроны. Лишившись электронов (отрицательно заряженных частиц), частицы грунта получают положительный заряд. В какой-то момент положительно заряженные частицы начинают электростатически отталкиваться друг от друга. Поскольку из-за периодической бомбардировки метеоритами (включая микрометеориты) поверхность безатмосферных небесных тел покрыта довольно мелкой пылью, ее частицы весьма легки и им сравнительно несложно подниматься над поверхностью небесного тела и подолгу зависать над ним. [ ... ]

Российские исследователи предложили натягивать нанотрубки пузырями

Предварительно напряженные нанотрубки должны повысить параметры материалов, в которых их будут использовать.

Исследователи из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» совместно с коллегами из Греции и Франции придумали новый способ управляемого натягивания однослойных углеродных нанотрубок, и в теории — других нановолокон. Подобный метод в перспективе способен удешевить производство наноэлектроники. Соответствующая статья опубликована в Nanotechnology, также о ней сообщает портал «Открытая наука».

Чтобы углеродные нанотрубки имели оптимальные электронные параметры для использования в электронике, их нужно предварительно растянуть. Из-за нанометровой толщины сделать это непросто — нужны специально разработанные для это цели методики. Единичные образцы создаются с использованием различных манипуляторов для микроскопов, но подобный метод не подходит в силу дороговизны для массового производства.

Российские исследователи вместе со своими зарубежными коллегами предложили заранее допировать кремниевую подложку, на которой размещают нанотрубки, ионами легких газов — водорода и гелия. При нагревании такие ионы превращаются (получая дополнительные электроны) в молекулы, и от этого на поверхности подложки надувается пузырь, деформирующий нанотрубку. Управляя температурой в установке, можно изменять и размер пузыря, и в конечном счете — растягивание углеродной нанотрубки, предварительно закрепленной с обоих концов металлическими токосъемными контактами. Авторы статьи полагают, что их методика может быть применена к нанотрубкам и из других материалов, и даже не обязательно нанотрубкам — возможно, она эффективна и для двумерных материалов, и для «нульмерных». Поэтому уже в ближайшее время они планируют испытать ее на графеновых пластинках и фуллереновых «мячах».

Управление деформацией нанокомпонентов с помощью водородных пузырей удешевит производство множества базовых элементов наноэлектроники. А это может приблизить момент начала ее производства в промышленных масштабах. В случае успешности испытаний методики на графене и фуллеренах исследователи планируют запатентовать ее.

Цепочки фекалий оказались древнейшими на Земле скелетными организмами

Палеопасцихниды вовсе не следы жизнедеятельности древних живых организмов, а сами древние организмы, причем, возможно, еще не вымершие.

Ученые из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН, Института геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения РАН и Новосибирского государственного университета совместно с коллегами из Великобритании и Франции доказали, что палеопасцихниды — древнейшие носители макроскелетов среди всех известных организмов Земли. Соответствующая статья опубликована в Precambrian Research.

Исследователи изучили более сотни ископаемых останков Palaeopascichnus linearis (палеопасцихнусы линейные из группы палеопасцихнид), найденных на Оленекском поднятии северо-востока Сибирской платформы. Кроме того, они привлекли для сравнения и ранее найденные другими научными группами образцы — с Белого моря, Украины, из Австралии и Канады. Возраст изученных образцов составил от 543 до 549 миллионов лет, однако известно, что палеопасцихниды встречались в более широком хронологическом диапазоне (550—540 миллионов лет назад) в разных регионах планеты.

Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»