Гендер исследователя влияет на результаты психологических исследований

Исследователи из Университета Уппсалы (Швеция) определили, как пол экспериментатора влияет на результаты научных опытов, особенно в психологии и медицине.

Научные работы перед публикацией в журналах всегда рецензируют и стараются проверять. Но если речь идет о публикациях по медицине и психологии, по которым авторы не предоставляют «сырых» данных, систематическая проверка крайне затруднительна. Объем публикаций растет из года в год, и проверка научных данных стала острой проблемой, которую специалисты назвали кризисом воспроизводимости. В ходе недавних проверок почти сотни статей по психологии, опубликованных в высокорейтинговых журналах 2008 году, достоверными оказались данные менее трети публикаций.

Социологи из Швеции, изучающие проблему воспроизводимости данных, обратили внимание на мало изученный специалистами фактор — пол экспериментатора. Отчеты о клинических испытаниях, результат психологических тестов и опросов практически не содержат информации о гендере экспериментатора. Однако пол может повлиять на оценку самочувствия испытуемых. Например, при тестировании эффективности обезболивающих препаратов испытуемые мужчины при наблюдении женщины-экспериментатора заявляли о меньшем уровне боли, чем при опросе мужчинами.

Ученые разделили влияние гендера исследователя на три категории: влияние на интеллект, тело и поведение испытуемых. Для каждой категории авторы обобщили результаты ранее проведенных исследований, где пол учитывался. Так, влияние на интеллект ученые подтвердили с помощью тестов на креативные способности. Оказалось, что участники-мужчины никак не реагируют на пол экспериментатора, в то время как женщины показали заниженные результаты в случае проведения эксперимента женщинами. Исследователи пришли к выводу, что женщины чувствительнее реагируют на других людей, чем мужчины.

Влияние гендера специалисты проиллюстрировали серией экспериментов по измерению физической активности участников. Испытуемые выполняли прыжки с места, челночный бег и приседали. Несколько исследований выявили улучшение результатов при проведение эксперимента наблюдателем противоположного пола.

Исследования, в которых изучали гендерные различия в способах коммуникации супружеских пар, выявили различия и во взаимодействии с экспериментаторами разного пола. В самом опыте ученые выявили отличия в невербальной коммуникации между мужем и женой (количество улыбок, средняя длина взгляда на супруга и т.д.), однако обратили внимание, что мужья охотнее шли на контакт с мужчинами-экспериментаторами, при этом взаимные дискуссии экспериментатора и супругов были длиннее, когда опрос проводила женщина.

Обобщая данные, социологи настаивают, чтобы авторы исследований указывали пол экспериментатора, если опыты подразумевали коммуникацию с участниками. Кроме того, для улучшения воспроизводимости данных ученые рекомендуют проверять влияние гендера экспериментатора на результаты.

Работа опубликована в журнале Science Advances.

Ранее социологи выяснили, что женщины интересуются наукой больше, чем кажется.