Вещества из корня шелковицы защитят от гриппа и осложнений

Международная команда ученых описала соединения, которые действуют как на классическую мишень борьбы с вирусом гриппа — фермент нейраминидазу, так и на аналогичный белок бактерии Streptococcus pneumoniae, которая вызывает вторичную пневмонию.
Летальные исходы заболеваний гриппом чаще всего связаны со вторичными осложнениями, развившимися на фоне вирусной инфекции. Самую успешную стратегию «двойного удара» выработали вирус гриппа А и пневмококк S. pneumoniae. Для заражения организма-хозяина оба микроба производят фермент нейраминидазу: вирусу гриппа она помогает размножаться и распространяться, а пневмококку — прикрепляться к эпителиальным клеткам легкого. У ферментов обоих организмов есть перекрестное действие — таким образом, два патогена «помогают» друг другу. Именно поэтому эффективное лекарство должно одновременно блокировать нейраминидазы обоих типов.

В поисках природных препаратов для борьбы с гриппом ученые из Австрии, Германии и России выделили активные вещества из коры корня белой шелковицы Morus alba и проверили их эффективность против обоих патогенов. Кору корня шелковицы используют в китайской медицине, чтобы лечить кашель и хрипы, а также «осушать легкие».

Ученым удалось выявить два компонента — санггенон G и санггенол A, химические производные пренилированных флавоноидов — активных низкомолекулярных соединений растений, содержащих несколько ароматических колец и остаток ненасыщенного углеводорода. Было показано, что эти соединения препятствуют синергии — «взаимопомощи» двух патогенов in vitro (в пробирке), и могут выступать в качестве препарата двойного действия.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Читайте на сайте «Чердака» о том, как распознать грипп и с ним бороться, а также смотрите видеоматериал с Александром Панчиным о современных методах лечения.