Ван Гог использовал в составе своих красок свинцовый сурик — оранжевый пигмент, известный еще с античности. Свинцовый сурик со временем выцветает на свету, однако до сих пор ученые не знали почему.
Кун Янсенс (Koen Janssens) из Антверпенского университета (Бельгия) и его коллеги взяли маленький кусочек краски с картины Ван Гога «Пшеничный стог под облачным небом» и провели его рентгеноструктурный анализ. Это позволило им установить химический состав краски.
Они обнаружили, что свинцовый сурик под действием света постепенно распадался и с течением времени оказался скрыт под продуктами своего распада. Среди образовавшихся веществ Янсенс и его коллеги нашли плюмбонакрит — редкий минерал свинца.
Ближе к поверхности картины исследователи обнаружили среди прочих веществ церуссит, белую свинцовую руду. Это знакомый ученым минерал — он образует поверх свинцового сурика белый налет. А вот плюмбонакрит до сих пор не находили в составе краски картин, написанных до середины XX века. Ученые полагают, что он образуется из сурика под действием света, а затем, при взаимодействием с углекислым газом на воздухе, превращается в церуссит.
Эти данные указывают на необходимость контролировать количество света, которое попадает на картины, когда они выставляются в музеях, считает коллега исследователей Филипп Уолтер из Университет Пьера и Марии Кюри в Париже (Франция).
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Angewandte Chemie.
Кун Янсенс (Koen Janssens) из Антверпенского университета (Бельгия) и его коллеги взяли маленький кусочек краски с картины Ван Гога «Пшеничный стог под облачным небом» и провели его рентгеноструктурный анализ. Это позволило им установить химический состав краски.
Они обнаружили, что свинцовый сурик под действием света постепенно распадался и с течением времени оказался скрыт под продуктами своего распада. Среди образовавшихся веществ Янсенс и его коллеги нашли плюмбонакрит — редкий минерал свинца.
Ближе к поверхности картины исследователи обнаружили среди прочих веществ церуссит, белую свинцовую руду. Это знакомый ученым минерал — он образует поверх свинцового сурика белый налет. А вот плюмбонакрит до сих пор не находили в составе краски картин, написанных до середины XX века. Ученые полагают, что он образуется из сурика под действием света, а затем, при взаимодействием с углекислым газом на воздухе, превращается в церуссит.
Эти данные указывают на необходимость контролировать количество света, которое попадает на картины, когда они выставляются в музеях, считает коллега исследователей Филипп Уолтер из Университет Пьера и Марии Кюри в Париже (Франция).
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Angewandte Chemie.