В Китае найдено ископаемое с 18 щупальцами вокруг рта. Оно может оказаться предком гребневиков — современных морских животных, похожих на медуз

Палеонтологи из Великобритании и Китая изучили отпечаток древнего морского животного, жившего 518 миллионов лет назад, в раннем кембрийском периоде. Ученые предполагают, что в ходе эволюции 18 щупалец вокруг рта животного превратились в ряды ресничек, которые помогают его потомкам плавать.
Гребневик Aleksei Kondratuk / Shutterstock
Гребневик
© Aleksei Kondratuk / Shutterstock

Гребневики (Ctenophora) — морские животные размером от нескольких миллиметров до 30 сантиметров, напоминающие медуз. Свое название они получили благодаря особым, похожим на волоски структурам — ресничкам, которые располагаются вдоль тела животного длинными рядами — гребнями. Движение ресничек помогает гребневикам плавать.

Об эволюции этих животных мы знаем немного, так как у них нет твердых покровов, а значит, их ископаемые следы в древних горных породах не сохранились. Однако описанное в новом исследовании древнее морское животное, получившее название Daihua sanqiong, может быть прародителем современных гребневиков.

Отпечаток ископаемого Daihua sanqiong. Yang Zhao
Отпечаток ископаемого Daihua sanqiong. Yang Zhao

Отпечаток, похожий по форме на цветок, палеонтологи нашли в сланцах провинции Юньнань, которая располагается на юге Китая. Однако это вовсе не лепестки цветка, а отпечатки 18 щупалец, которые окружали рот древнего животного. Каждое из них было оснащено ресничками, похожими на те, что есть у гребневиков. Но, в отличие от гребневиков, древнее животное не передвигалось, а проводило жизнь на одном месте, как это делают коралловые полипы. Реснички же, предполагают ученые, помогали животному захватывать добычу.

Авторы работы считают, что Daihua sanqiong может быть предком и гребневиков, и стрекающих. Ученые предполагают, что в ходе эволюции тело у этих животных уменьшилось, а рот расширился до такой степени, что щупальца оказались с другой стороны тела и превратились в те самые гребни, с помощью которых животное перемещается в воде.