В России обнаружили новый тип алмазов

В застывшей лаве Толбачинского извержения были обнаружены алмазы ранее неизвестного типа. По мнению российских геологов, уникальные алмазы образовались не в магматическом расплаве, а в вулканических газах в результате шоковой кристаллизации под действием грозовых электрических разрядов.
Алмазы были найдены в извержении, произошедшем в 2012—2013 годах в горном массиве Плоский Толбачик на Камчатке, говорится в сообщении пресс-службы Минобрнауки России. Это извержение относится к трещинному типу, когда лава изливается не из кратера вулкана, а из системы параллельных трещин на склонах вулкана.

Ученые из Санкт-Петербургского горного института, Камчатского института вулканологии и сейсмологии и Института геологии Коми НЦ РАН взяли пробы вулканической лавы, из которой извлекли несколько сотен алмазов. По размерам толбачинские алмазы достаточно крупные: от 250 до 700 мкм.

По внешнему виду, форме и большинству минеролого-геохимических характеристик алмазы отличаются от всех прежде известных разновидностей драгоценного камня. Исследователи выделили найденные алмазы в новый тип — толбачинский.

Геологи предполагают, что алмазы Толбачинского извержения образовались не из расплава, а из вулканических углеводородсодержащих газов в результате стимулированной шоком кристаллизации. В качестве шок-фактора выступили грозовые электрические разряды.

Основу современной алмазодобывающей промышленности в настоящее время представляют алмазы кимберлитового типа. Однако в последнее время все реже открывают новые месторождения. С начала XX века появляются данные о существовании в природе так называемых некимберлитовых алмазных месторождений, которые в перспективе смогут эффективно компенсировать сокращающийся потенциал кимберлитовых месторождений.