В нервной системе сварщиков завелись наночастицы

Ученые ДВФУ выяснили, что дым, который образуется при сварке, вреден для здоровья даже больше, чем мы до сих пор считали.

Ученые выяснили, что в дыму, который образуется от испарения электродов и материалов при электродуговой сварке, находятся наночастицы металлов, опасные для человека. При этом частицы размером в несколько нанометров могут попадать в нервную систему. Статья об этом опубликована в Scientific Reports.

«Химические соединения, образующиеся в процессе сварки деталей и проникающие в организм человека через дыхательную систему, токсичны, потому что содержат в себе продукты окисления металлов. Особенно опасны сварочные частицы, приближающиеся по размеру к 1 нанометру. Из предыдущих исследований мы знаем, что подобные твердые наночастицы способны проникать даже в нервную систему человека», —сказал Кирилл Голохваст, проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), д.б.н., профессор РАН.

Ученые ДВФУ провели исследование вместе с международной группой токсикологов и обнаружили, что вне зависимости от типов использованных электродов, в сварочный дым попадают твердые наночастицы оксидов железа, марганца, кремния (около 41, 18 и 6 процентов соответственно), а также хрома.

Исследования показали, что их проникновение в организм вызывает развитие тромбозов, что в итоге приводит к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Ученые считают, что такие частицы долго не оседают, образуя воздушные взвеси, которые могут равномерно распределяться по всему рабочему пространству. Более того, сварочные взвеси легко могут перемещаться далеко за пределы рабочего пространства вместе с потоками воздуха. Исследование показало, что опаснее всего зона радиусом в пять и высотой в три метра от сварщика. На рабочем месте концентрация частиц превышает предельно допустимую на 50%.

Ученые считают, что этот механизм должен учитываться в правилах техники безопасности, которые направлены на обеспечение сохранности здоровья рабочих. Однако, по словам Кирилла Голохваста, способы защиты, которые есть сейчас, не слишком эффективны.

«Существующие противогазы не могут уловить частицы нанометрового диаметра. Не то чтобы совсем не могут — часть, конечно, поглощают. Думаю, даже какие-нибудь РПГ-67 или РУ-60м способны задержать процентов 20-30 наночастиц просто механически, потому что они слипнутся в воздухе. Нужны новые типы СИЗОД (средство индивидуальной защиты органов дыхания — прим. «Чердака»), основанные на иных физических принципах. Может быть, электростатические или новые типы полупроницаемых мембран с системой клапанного механизма», — сказал ученый.

Ученые надеются, что результаты будущих исследований помогут минимизировать риски для здоровья рабочих на производственных площадях, где проводятся сварочные работы.

Этот геккон бежит по воде

А на самом деле — парит

Во время отпуска в Сингапуре ученый заметил геккона, который «галопировал» по воде. Пришлось собирать коллег, чтобы изучить, как животному это удается.

Гекконы, конечно, не единственные животные, которые могут передвигаться по воде, не погружаясь внутрь. Так делают еще многие мелкие насекомые или крупные ящерицы-василиски. Но первые достаточно легкие, чтобы держаться на поверхностной пленке, а вторые — достаточно тяжелые, чтобы ударом лап отталкиваться от толщи воды. Гекконы же удивительны тем, что их вес находится примерно посередине между водомеркой и василиском, а значит, им нужен какой-то свой способ не тонуть.

Оказалось, что гекконы используют сразу несколько механизмов. Первый — скольжение по поверхностной пленке, как и насекомые. Хоть гекконы и тяжелее, в какой-то степени вода их держит. Чтобы это доказать, их запустили бегать по мыльной воде, на которой они удержаться не смогли (мыло как раз эту пленку разрушает). Второй механизм — гидрофобная, то есть водооталкивающая кожа. А третий — крохотные пузырьки воздуха, которые удалось разглядеть только при очень сильном замедлении видео. Когда геккон бьет лапой по воде, между поверхностью лапы и водой остается прослойка воздуха, которая и держит его наверху.

Результаты исследования, родившегося из удачного отпуска, опубликованы в Current biology. А авторы надеются, что их идеи помогут в создании роботов, передвигающихся по воде, например, в затопленных районах при наводнении. [ ... ]

Без матки ухудшается память

Но если удалить ее вместе с яичниками, то не очень сильно

Американские ученые выяснили, что удаление матки у крыс приводит к ухудшению кратковременной памяти. При этом удаление матки вместе с яичниками почти не влияло на память.

Существует представление о том, что матка нужна исключительно как вместилище плода, и все остальное время, пребывая пустой, она «бездельничает». Ученые решили проверить, так ли уж верно представление о неработающей матке. Как они пишут в своей статье, на сегодняшний день есть сведения о том, что матка иннервирована центральной и периферической нервными системами и содержит рецепторы гонадотропина и стероидных гормонов даже и не во время беременности.

Для эксперимента выбрали крыс, репродуктивная система которых, по словам авторов, достаточно похожа на человеческую. Крыс разделили на четыре группы: одним удалили матку, другим — яичники, у третьих вырезали и то и другое, а животным из четвертой просто разрезали брюшную полость и зашили обратно, ничего не трогая.

Через шесть недель после операции крыс стали проверять с помощью испытаний, которые должны были показать уровень их когнитивных навыков. Интересно, что в первых испытаниях крысы, которым удалили яичники или и яичники, и матку, показывали результаты лучшие, чем те, у которых ничего не удаляли. Например, они делали меньше ошибок, когда искали еду в лабиринте.

Однако через 12 дней показатели крыс, переживших удаление репродуктивных органов, ухудшились. К концу испытаний хуже всего работала кратковременная память у крыс, которым удалили матку, оставив яичники. [ ... ]

Автор разработки Александр Кучмижак и поверхность, обработанная лазером.Фото: пресс-служба ДВФУ

На Дальнем Востоке разделили лазер, чтобы быстрее им печатать

Ученые научились очень быстро модифицировать поверхности лучем, разделенным на 50 частей.

Технология, которую разработали ученые ДВФУ, позволяет создавать на поверхности металлов наноразмерные структуры с помощью фемтосекундного лазера с частотой миллион импульсов в секунду. Чтобы такого добиться, ученые расщепили каждый луч на 50 импульсов с помощью специальных оптических элементов. С помощью этой технологии можно быстро создавать сенсорные устройства.

«Лазер светит на металлическую пленку, она плавится, потом в жидкой фазе формируются структуры и застывают. Речь идет об ускорении создания таких структур. То есть поверхность сканируется не одним пучком, а создается специальный элемент, который делит один луч на 50 лучей. Образуется полоска из 50 точек, с помощью которой идет очень быстрое сканирование. Образец можно сканировать в одном направлении, без смещений, без перемещений. Это позволяет задействовать максимальную частоту импульсов за счет того, что мы можем двигаться в одну сторону и печатать, как на конвейере. Поэтому скорость достигает 10 миллионов элементов в секунду», — рассказал «Чердаку» один из авторов, научный сотрудник кафедры теоретической и ядерной физики Школы естественных наук ДВФУ Александр Кучмижак.

Наноструктуры, которые получают с помощью фемтосекундного лазераАлександр Кучмижак