В клетках аллергиков на арахис нашли одинаковые антитела

И значит, мы можем надеяться на появление универсального лекарства от пищевой аллергии

Антитела образуются в В-лимфоцитах путем сложных перестановок в ДНК. Затем из множества получившихся вариантов организм отбирает молекулы, которые лучше всего связываются с антигеном. Ученые выловили отдельные В-клетки из крови нескольких аллергиков на арахис и обнаружили, что они производят практически идентичные антитела. Причем эти антитела связываются сразу с несколькими белками арахиса, непохожими друг на друга.

Обычно для исследования аллергии используют образец крови. Из него выделяют антитела (иммуноглобулины) и проверяют, будут ли они связываться с антигеном (в данном случае — аллергеном). Но группа американских ученых решила заглянуть глубже — в отдельные В-лимфоциты, которые эти антитела выделяют. Это непростая задача, поскольку даже у аллергиков этих В-клеток очень немного. Сами ученые в своей статье признаются, что в крови здоровых людей они не смогли отловить достаточное количество В-клеток для анализа.

Забрав В-клетки у людей с аллергией на арахис, исследователи нашли в них молекулы РНК, кодирующие антитела к аллергену. Они сравнили их нуклеотидную последовательность у разных пациентов и обнаружили, что они совпадают по меньшей мере на 70%. Это особенно удивительно, если учесть, какой сложный процесс приводит к созданию антитела.

Его молекула состоит из двух цепей (нитей), каждую кодирует отдельный ген. Ген легкой цепи собирается из двух сегментов, ген тяжелой — из трех. При этом сегменты выбираются случайным образом, вариантов для каждого — по несколько десятков. При этом разрывы в цепях ДНК происходят в случайных местах и между ними могут встраиваться дополнительные случайные нуклеотиды. Поэтому вероятность создания идентичных молекул — порядка 10-18.

Cхематичное изображение структуры антителаAnypodestos (с изменениями)

Однако в этом эксперименте у аллергиков антитела оказались очень похожи. Судя по всему, это следствие отбора, который происходит в органах иммунной системы. Сигнал к размножению получают только те В-клетки, чьи иммуноглобулины связываются с антигеном лучше прочих. Кроме того, одни и те же антитела аллергиков реагировали на три разных белка арахиса, два из которых принадлежат к разным семействам, то есть не похожи друг на друга по структуре.

Перед нами очередное свидетельство мощи иммунного отбора, который из множества вариантов независимо вычленяет одинаково эффективные антитела. А еще это проблеск надежды для других аллергиков: если окажется, что их антитела тоже очень похожи, их можно будет блокировать универсальным препаратом. И тогда вслед за аллергией на шерсть и пыльцу, с которыми мы уже умеем справляться, придет очередь пищевой аллергии.

3D-иллюстрациятого, как Т-лимфоциты атакуют клетку ракаMeletios Verras / Фотодом / Shutterstock

Первая в мире генная терапия рака вылечила 37 больных за этот год

И не привела ни к одному летальному исходу

30 августа 2017 года в США была впервые одобрена генная терапия рака на основе химерных антигенных рецепторов — CAR-T. Сейчас появились результаты ее применения в клиниках. Коротко: методика работает (но не всегда), побочные эффекты не смертельны.

Генная терапия CAR-T разработана специально для борьбы с В-клеточной лимфомой — раком крови, вызванным размножением В-лимфоцитов. Устроена она следующим образом: у пациента забирают собственные Т-лимфоциты и вводят в них новый ген. Этот ген кодирует рецептор, узнающий молекулу, характерную для всех В-лимфоцитов. Затем Т-лимфоциты размножают, возвращают пациенту, и они отправляются убивать опухолевые В-клетки.

CAR-T была официально одобрена больше года назад, но используют ее пока нечасто. Как правило, сначала против В-клеточной лимфомы применяют классическую химиотерапию, и это работает примерно у двух третей пациентов. Тем, кому химиотерапия не помогла, предлагают пересадить собственные предварительно размноженные стволовые клетки крови. Но этот метод подходит только половине кандидатов, а помогает лишь в 20% случаев. Для остальных же CAR-T становится единственной надеждой.

30 ноября ученые подвели итоги первого года применения генной терапии на практике — этого потребовало от них FDA, когда давало свое разрешение на применение CAR-T. Полные результаты опубликованы в журнале New England Journal of Medicine. Всего за этот год терапию прошли 93 пациента.

Из них 37 удалось вылечить полностью, а еще 11 «частично» (это означает, что на момент подведения итогов им стало лучше, но полная победа над раком еще не была одержана). Таким образом, учитывая эти 11 «частичных» излечений, технология cработала более чем в 50% случаев. [ ... ]

Бляшки бета-амилоида в биопсии мозгаMarvin 101 / wikimedia commons / CC BY 3.0

Болезнь Альцгеймера заразна на белковом уровне

Ученые нашли скопления бета-амилоидов в образцах гормона роста, который кололи полвека назад детям. Гормон ввели мышам, и у тех развилась болезнь Альцгеймера

60 лет назад детей с задержкой роста начали лечить гормоном роста, который получали из гипофиза умерших людей. Сейчас ученым удалось раздобыть образцы гормона, который когда-то вводили детям. В них обнаружились белки, вызывающие болезнь Альцгеймера. И исследователи решили проверить, может ли болезнь передаться при трансплантации нервных тканей.

В 1958 году медики придумали, как помочь детям с задержкой развития вырасти быстрее. Им начали вводить донорский гормон роста, который выделяли из гипофиза умерших людей. Процедура действительно способствовала росту детей, но вызывала и побочные эффекты. Как выяснилось через 25 лет,  таким образом можно заразить ребенка прионным заболеванием — поражением головного мозга, в ходе которого в нервной ткани и сосудах накапливаются неправильно свернутые белки-прионы.

Самое известное такое заболевание, болезнь Крейцфельда — Якоба, как правило, возникает самопроизвольно, в результате мутаций, или передается при каннибализме.

Когда ученым удалось доказать, что «пересадка» прионных белков способствует заражению болезнью, забирать гормон роста у мертвых доноров запретили.

Однако история на этом не заканчивается. Прионные заболевания часто развиваются медленно. Требуется время, чтобы первый белок вызвал изменения в структуре других белков и запустил цепную реакцию неправильного свертывания. Инкубационный период у «инфекции» может составлять десятки лет, и пациенты, получившие «зараженный» гормон роста в детстве, заболевали уже во взрослом возрасте. Поэтому на то, чтобы распознать проблему и запретить такое лечение, ушло целых 30 лет. За это время по всему миру умерли более двухсот бывших пациентов, а у кого-то симптомы продолжают возникать и до сих пор. [ ... ]