В ДВФУ обнаружили уникальные свойства у нанопружин из кобальта и железа

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Университета Корë (Республика Корея) впервые смогли получить нанопружины из кобальта и железа

Благодаря сочетанию магнитных свойств и способности сохранять упругость такие нанопружины можно использовать для создания нанороботов, наносенсоров, новых видов памяти и агентов для адресной доставки лекарств, в том числе для противораковой терапии. Об этом российские и корейские исследователи рассказали в статье в авторитетном международном журнале Nanoscale.

Вообще, нанопружины — это довольно необычные объекты, открытые всего несколько лет назад, и их магнитные свойства прежде специально не исследовали. Одна из причин — сложность получения таких маленьких структур: образцы нанопружин имеют провода диаметром около 50 нанометров, что соответствует цепочке всего из 200 атомов.

Алексей Самардак, ДВФУ. Фото предоставлено пресс-службой ДВФУ
Алексей Самардак, ДВФУ. Фото предоставлено пресс-службой ДВФУ

«В ходе экспериментов мы впервые получили нанопружины из кобальта и железа и детально исследовали их магнитные свойства, — сообщил доцент кафедры компьютерных систем Школы естественных наук ДВФУ Александр Самардак. — Оказалось, что эти киральные спиралеподобные нанообъекты при взаимодействии с магнитными полями проявляют отличные от нанопроволок цилиндрической формы процессы перемагничивания. Это может использоваться для более эффективного управления ими с помощью магнитных полей. Также мы убедились, что нанопружины обладают практически такими же механическими свойствами, как и макропружины. Все это открывает широкие возможности для использования нанопружин в нанотехнологиях».

«Нанопружины представляют собой уникальные объекты с замечательными физическими свойствами. Это делает их перспективными для новых видов устройств хранения данных, наноэлектромеханических систем и биомедицинского использования. Такие материалы могут использоваться для создания нанодвижителей, систем экспресс-тестирования белковых молекул, капсул для переноса молекулярных соединений и многих других полезных устройств», — отметил заведующий лабораторией пленочных технологий кафедры физики низкоразмерных структур Школы естественных наук ДВФУ Алексей Огнев.

Изображение предоставлено пресс-службой ДВФУ
Изображение предоставлено пресс-службой ДВФУ

Работы были выполнены в рамках приоритетного научного проекта ДВФУ «Материалы» на базе лаборатории пленочных технологий в сотрудничестве с коллегами из Университета Корë. Также в исследовании приняли участие молодые ученые Школы естественных наук ДВФУ — аспирант Алексей Самардак и доцент Александр Давыденко.