В Аргентине нашли динозавра с полуметровыми шейными шипами. Палеонтологи считают, что они служили ему пассивной защитой

Аргентинские ученые описали новый вид динозавра, который жил в раннем меловом периоде на территории нынешней Патагонии. Динозавр, относящийся к зауроподам, имел острые шейные выросты, которыми, возможно, отгонял хищников.

К зауроподам относятся самые крупные динозавры. Эти животные — с колонновидными ногами, бочкообразным туловищем и длинными шеей и хвостом — могли весить более ста тонн. Одно из семейств зауропод, дикреозавриды, отличается необычной деталью — костяными шипами на шее. Есть несколько способов объяснить назначение этих шипов: это мог быть каркас для теплообменного паруса, это мог быть нарост для привлечения самок, спинной горб или основа для рогов.

Бахадазавр (Bajadasaurus pronuspinax) дошел до современности далеко не в полном виде — только череп, первый, второй и пятый позвонки. Пятый позвонок несет раздвоенный шип длиной 58 сантиметров, наклоненный вперед.

Pablo A. Gallina / CC BY 4.0 / Scientific Reports
Pablo A. Gallina / CC BY 4.0 / Scientific Reports

Ученые сравнили находку с амаргазавром, сохранившимся лучше. Этот ящер был найден в Патагонии ранее, жил за 15 миллионов лет до бахадазавра и относится к тому же семейству. Амаргазавр также имеет раздвоенные шипы, но они направлены назад.

Амаргазавр. Melbourne Museum Photo: cas Liber / wikimedia commons / CC BY 4.0
Амаргазавр. Melbourne Museum Photo: cas Liber / wikimedia commons / CC BY 4.0

Сравнив бадахазавра с амаргазавром, ученые решили, что шейные шипы у первого точно так же увеличивались в длине по мере отдаления от головы и, возможно, достигали полутора или даже более метров, выдаваясь вперед, если животное наклоняло голову.

Направление и толщина шипов, по мнению ученых, несовместимы с версиями паруса для терморегуляции, наростом для брачных игр и спинным горбом, так как кости весьма тонки и не выдержали бы лишней нагрузки в виде кожи или жировой ткани. А поскольку шипы были частью позвоночника, то их перелом был чреват серьезными травмами или смертью. Зато, если бы выросты были заключены в оболочку из кератина, вещества, из которого сделаны рога носорога или коровы, то они могли бы, наоборот, стать прочнее, а будучи наклонены вперед, могли представлять опасность для хищника.

Пятый позвонок бахадазавра с шипами, вид сбоку. Pablo A. Gallina / Scientific Reports / CC BY 4.0

Авторы статьи обратились к описанию еще одного динозавра, найденного в Канаде. Там палеонтологам очень повезло с находкой: экскаватор нефтяников случайно наткнулся в битуминозных песках на отлично сохранившиеся останки анкилозаврида бореалопельты, в которых уцелели окаменелые куски шкуры и кератинового покрытия.

У бореалопельты кератин давал +25% к объему костей. На основании этой находки и анализа рогов млекопитающих и современных рептилий ученые предполагают, что кератиновые рога бахадазавра могли быть и в полтора раза длиннее своей костяной основы.

Бореалопельта. By Machairo / Wikipedia / CC BY 4.0
Бореалопельта. By Machairo / Wikipedia / CC BY 4.0

Ученые считают, что роговая оболочка не только защищала выросты от переломов, но и динозавра от хищников. В пользу защитной версии говорит и то, что бахадазавр жил позже амаргазавра. Это значит, что наклон вниз произошел постепенно, под давлением отбора. Скорее всего, рога были пассивной защитой. «Многочисленная группа острых шипов с длинными защитными оболочками представляла собой пугающий частокол для праздношатающегося хищника», — пишут авторы статьи.