В Антарктиде археологи нашли останки птицы с размахом крыльев 6,4 метра

Аргентинские ученые провели «ревизию» останков птиц семейства Pelagornithidae, найденных в Антарктиде. В результате была обнаружена птица с размахом крыльев 6,4 метра, превышающим все предыдущие находки этого семейства.
Пелагорнитиды, или ложнозубые птицы, — вымершее семейство морских птиц, широко распространенных на планете в период с 58,7 до 2,5 миллиона лет назад. Ученые роднят их с современными водоплавающими птицами. Отличительной чертой пелагорнитид является наличие ложных зубов — выростов нижней и верхней челюсти. Ложнозубых птиц группируют в четыре типа на основе размаха крыльев: маленький (1,5—1,7 м), средний (2—3 м), большой (3,5—4,5 м) и гигантский (5—6 м).

Ученые из Музея естествознания Ла-Платы и Музея естественной истории провинции Ла-Пампа изучили ископаемые останки ложнозубых птиц, обнаруженные на территории Антарктиды. Результаты исследования были опубликованы в Journal of Paleontology в сентябре 2015 года, но самый крупный образец описали лишь недавно. Для птиц Антарктиды исследователи выделили два типа строения тела, сменяющих друг друга во времени: большой — более древний, и гигантский — более поздний. Находки, отнесенные ко второму типу, принадлежат одним из крупнейших птиц в истории Земли: по словам одного из авторов статьи, размах их крыльев составлял более 6,4 метра при весе тела 30—35 кг. Среди ныне живущих птиц самый большой размах крыльев — до 3,5 метра — у странствующего альбатроса. Весят эти птицы от 6 до 13 кг.

Ученые считают, что увеличение размеров тела у пелагорнитид было вызвано конкуренцией с другими видами за пищу или места гнездования. Ложнозубых птиц среднего и маленького размера вытеснили буревестникообразные и пингвины. Самые поздние представители семейства сосуществовали на планете с Homo habilis.

О том, как связана жизнь птиц и людей, читайте в материале «Пернатая угроза».