В Томске подружат 3D-печать и титан

Исследователи из Томского политехнического института работают над созданием технологий 3D-печати из титана — крайне востребованного в аэрокосмическом секторе металла. До сих пор титановые сплавы обрабатывались намного более сложными методами.

Задача ученых — получение такой технологии, которая позволяла бы гибко менять форму получаемых деталей, в то же время не подвергая их опасности со стороны водорода, потенциально способного снизить качество титановых изделий.

Титановые изделия не только прочнее равных по весу изделий из других металлов, но еще и заметно сложнее в обработке. Получать из него изделия сложной формы можно лишь на высокоспециализированных промышленных линиях. Именно поэтому США еще несколько лет назад использовали изделия из российского титана в самолетах боевой авиации и до сих применяют их в шасси «Боингов». В то же время такая зависимость от сложного оборудования мешает быстрому обновлению титановых изделий. В идеале нужен метод их создания, который мог бы гибко менять их форму. Наиболее перспективным подходом в этом отношении является 3D-печать.

Однако трехмерная печать по металлу в случае титана требует, по сути, послойного спекания титановых сплавов. А это специфический процесс, при котором обычно инертный титан может подвергнуться воздействию водорода, происходящего из молекул водяного пара, всегда присутствующего в воздухе. Под действием водорода титановое изделие может стать более хрупким. Чтобы избежать этого, нужно подобрать такой режим послойного спекания, который в наименьшей степени угрожал бы реакциями между компонентами титановых сплавов и водородом.

В настоящее время исследователи из Томского политехнического университета определили уже десяток параметров 3D-печати для титановых сплавов, которые могут заметно менять их качества. Конечной целью исследователей является обобщение всех основных параметров, меняющихся при разных режимах трехмерной печати, и подбор наиболее оптимального их сочетания.

Об исследованиях говорится в сообщении Российского научного фонда.

Также российские ученые научились изменять структуру поверхности сплавов, воздействуя на них наносекундными лазерными импульсами.

Креозот негативно влияет на бактерии, важные для здоровья людей

Новые данные показывают, что полиароматические углеводороды вредят человеку не только напрямую, но и угнетая жизнедеятельность полезных для него бактерий.

Международная группа исследователей с участием Полины Галицкой из Казанского федерального университета изучила действия креозота — распространенного промышленного загрязнителя — на ряд почвенных бактерий, также встречающих и активно функционирующих в человеческом организме. Согласно их результатам, креозот негативно влияет на стабильность численности трех групп бактерий, важных для здоровья человека.

Авторы новой работы взяли образцы нескольких типов лесной почвы и торфа и загрязнили половину из них креозотом примерно на том же уровне, что типичен для ряда стандартных загрязнений, например вблизи железнодорожных путей со старыми шпалами или вблизи некоторых промышленных предприятий. Затем они с помощью секвенирования попытались выяснить, как изменился состав бактериальной флоры в почве с креозотом и без нее.

Оказалось, что Proteobacteria в «креозотных» почвах размножились сильнее обычного, зато Actinobacteria и Bacteroidetes — медленнее. Как отмечают исследователи, ранее было показано, что избыток бактерий первой группы и дефицит бактерий двух последних групп плохо влияют на здоровье людей. Среди прочего они в такой пропорции встречаются у лиц с заметно ослабленным иммунитетом.

Авторы работы предполагают, что заражение креозотом и другими полиароматическими углеводородами может влиять не только на почвенную микрофлору, но и на здоровье людей, живущих в такой местности. В связи с этим они предлагают учитывать данный фактор при утверждении уровня предельно допустимого загрязнения полиароматическими углеводородами. [ ... ]

Дрожжи оказались терминаторами для прионных белков

Клетки дрожжей весьма эффективно обезвреживают белки, вызывающие у людей и других животных неизлечимые болезни, просто разрезая их на части.

Российский биолог Юрий Чернов, заведующий лабораторией геномных и протеомных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, помог ученым из Технологического института Джорджии и Нагойского университета уточнить механизм, с помощью которого клетки дрожжей избавляются от прионных белков, вызывающих у животных смертельные заболевания.

В качестве объекта исследования выбрали самый изученный прионный белок дрожжей — [PSI+]. Это агрессивная форма фактора терминации трансляции Sup35, регулирующего синтез других белков. Как выяснилось, Sup35 переходит в [PSI+], если его вовремя не разрезать в конкретном месте ферментами PrA и PrB. Если заблокировать их работу, содержание [PSI+] в дрожжевых клетках существенно повышается. Однако эта прионная форма белка не наносит им таких повреждений, какие могут причинить похожие белки клеткам животных.

Таким образом, дрожжи могут послужить хорошей моделью для изучения механизмов клеточной защиты живых организмов от прионов. Собственно, указанное исследование — первое, в котором описано, как такую защиту реализовать.

Прионы — это «неправильно свернутые» молекулы белков, в норме вырабатывающихся в клетках. Их неприятная особенность в том, что они переводят в свою «неверную» конформацию все молекулы своего состава, с которыми соприкасаются. Это приводит к тяжелым нарушениям функционирования тканей, а за ними — и целых органов и их систем. [ ... ]

Слух комаров оказался похож на зрение

Зоологи из Санкт-Петербурга и Москвы показали, что орган слуха комара-пискуна передает информацию о звуковых волнах примерно так же, как наша сетчатка глаза.

В работе использовали самцов одного из самых распространенных в России видов комаров — комара-пискуна Culex pipiens. Предыдущие поведенческие исследования показали, что они находят самку с помощью джонстонова органа. У комаров он располагается в усиках. В нем находятся механорецепторы, воспринимающие движения соприкасающихся с ними субстанций — жидкости, воздуха или твердых поверхностей. Он есть у большинства насекомых, но конкретно у комаров выполняет функции органа слуха. По всей видимости, пискуны и родственные им виды выявляют наличие поблизости самки, воспринимая частоту биения ее крыльев. Она выше, чем у самцов.

Теперь появились экспериментальные доказательства этого предположения на уровне отдельных клеток. Активность нейронов в составе джонстонова органа записывали в то время, когда самцам комаров давали слушать звуки различной частоты. Выяснилось, что чувствительные клетки джонстонова органа «откликаются» на колебания воздуха частотой от 85 до 470 Герц. Нейроны в нем по физиологическим свойствам можно поделить на восемь групп, притом большинство из них настроено на восприятие частот от 190 до 270 Герц. Именно с ней машут крыльями самки в полете. У самцов аналогичный звук несколько ниже.

Интересно, что механизм передачи сигнала от чувствительных клеток джонстонова органа в другие области нервной системы отличается от того, что обычно используется в органах слуха других животных. Механорецепторы комаров не подают резких «скачков напряжения». Скорее, они плавно изменяют свой потенциал. Кроме того, у комаров-пискунов такие рецепторы собраны в группы по два или три. Такая «скученность» и постепенное изменение потенциала свойственны светочувствительным клеткам сетчатки позвоночных, но не слуховым рецепторам.

Научная статья по итогам исследования опубликована в Journal of Experimental Biology. [ ... ]