В США впервые отредактировали эмбрион человека

В США впервые создали генетически модифицированный эмбрион человека. До этого подобные процедуры проводились только в Китае.

Группа исследователей под руководством Шухрата Миталипова из Орегонского университета науки и здоровья смогла изменить ДНК нескольких десятков одноклеточных человеческих зародышей, используя системы CRISPR-Cas. Об этом сообщает издание MIT Technology Review со ссылкой на «людей, знакомых с результатами исследования».

Как говорится в статье, Миталипов и его команда совершили прорыв сразу в двух направлениях: они отредактировали несколько десятков эмбрионов и продемонстрировали возможность безопасно и эффективно исправлять дефектные гены, ответственные за развитие наследственных болезней.

Хотя ни одному эмбриону не позволили развиваться дольше нескольких дней и ученые даже не намеревались подсаживать их в матку для дальнейшего развития, этот эксперимент стал важной вехой на пути к появлению первых генетически модифицированных людей, считают авторы MIT Technology Review.

Меняя генетический код человеческого эмбриона, ученые идут к главной цели — возможности удалять или корректировать гены, вызывающие наследственные заболевания. Этот процесс получил название «инженерия зародышевой линии», потому что каждый такой генетически модифицированный ребенок впоследствии передаст следующим поколениям уже измененные гены.

До настоящего времени было опубликовано всего три работы, посвященные редактированию человеческих эмбрионов, и все они были выполнены учеными из Китая. Кроме того, как сообщается, Миталипову и его команде удалось избежать присущей CRISPR-Cas проблемы — случайного редактирования нецелевых генов.

Шухрат Миталипов — ученый-биолог уйгурского происхождения. Занимается исследованием стволовых клеток в США с 1995 года. Ранее коллектив под его руководством успешно клонировал ранний человеческий эмбрион.

Статья команды Шухрата Миталипова о проведенном эксперименте будет опубликована 2 августа в журнале Nature.

У «замкнутых» пчел и аутистов нашли схожие гены

Ученые из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне исследовали пчел, поведение которых отличалось «асоциальностью», и обнаружили, что в их нейронах проявляли активность гены, аналогичные тем, которые вызывают аутизм у человека.

Пчелы относятся к высокосоциальным насекомым, которые живут в сложных обществах с обширными социальными взаимодействиями, каждая особь выполняет свое предназначение, действуя в интересах коллектива. Но иногда, по наблюдению энтомологов из американского университета, в пчелиных семьях появляются пчелы-изгои: они ведут себя асоциально, переставая выполнять свои обязанности и превращаясь в необщительных «лодырей». Ученые решили выяснить причину такого аномального поведения насекомых.

Для эксперимента были взяты пчелы из семи генетически отличных колоний. Группа из 10 пчел (а всего было проверено 246 таких групп) исследовалась на различные поведенческие реакции, возникавшие в ответ на два разных стимула. Так, ученые подсаживали к пчелам незнакомую рабочую пчелу (что должно было вызвать агрессивный отпор) или пчеломатку (заботливое ухаживание). Анализ видеосъемки в ходе эксперимента позволил отобрать «социально невосприимчивых» особей, которые не реагировали ни на один из предложенных стимулов.

Чтобы исследовать молекулярную основу этой социальной невосприимчивости, ученые сделали профили экспрессии генов для нормальных и невосприимчивых пчел. Было проведено секвенирование РНК (RNA-seq), выделенной из грибовидных тел пчел — области мозга насекомых, участвующей в мультимодальной (т.е. многоплановой) сенсорной интеграции и социальном поведении. Ученые смогли выделить более 1000 генов, которые по-разному проявляли свою активность у социальных и у асоциальных пчел.

Предположив, что социальная отзывчивость у пчел может быть эволюционно связана с синдромом аутизма, ученые сравнили список наиболее активных генов пчел-изгоев с несколькими ранее опубликованными наборами человеческих генов, связанных с аутизмом. Как пишут исследователи, было обнаружено значительное совпадение между профилем экспрессии генов невосприимчивых пчел и генами, тесно связанными с аутизмом у людей. Среди таких генов были гены, связанные с функциями ионных каналов и белков-шаперонов. [ ... ]

Клитория помогла вывести первые синие хризантемы

Японским ученым впервые в мировой практике удалось получить синие хризантемы. Для этого они ввели в геном обычных розовых и красных хризантем два дополнительных гена.

Синие розы, хризантемы и гвоздики — мечта многих флористов. От природы эти цветы не могут быть синего цвета, поскольку у них отсутствует ген, отвечающий за синий пигмент.

Цвет синих цветов обеспечивает класс красящих пигментов — так называемые антоцианины на основе дельфинидина. Поэтому гвоздикам, розам и хризантемам сначала вводили дополнительные копии гена, которые продуцируют флавоноид 3 ', 5'-гидроксилазу (F3'5'H) — ключевой фермент для биосинтеза дельфинидина. Таким образом, за счет гиперэкспрессии гена растения начали вырабатывать этот фермент в больших количествах.

Однако модифицированные таким образом цветы стали фиолетовыми, а не синими. Чтобы они стали синими, синие ферменты (антоцианины и комплексы металлов) нужно было вводить в растения методами метаболической инженерии, то есть запускать в растениях новые метаболические процессы. Это довольно сложная процедура.

Коллективу ученых из нескольких японских институтов удалось это сделать. Для этого к уже генно-модифицированным хризантемам, содержащим фермент F3'5'H, они добавили еще один ген, выделенный из растения клитория и отвечающий за синеву ее цветков. [ ... ]

Белок слюны указал на скрещивание человека с неизвестным гоминидом

Ученые из Греции и США проследили эволюцию гена, кодирующего один из белков слюны человека, и обнаружили, что его появление в геноме связано со скрещиванием первых людей с неизвестным науке гоминидом.

В слюне человека содержится ряд биологических веществ: ферменты, переваривающие пищу, бактерицидные соединения, а также гликопротеин муцин, придающий слюне характерную гелеобразную структуру. В состав муцина входит белок MUC7, который кодируется одноименным геном. Он уже давно привлекает внимание ученых-генетиков. Как показали предыдущие исследования, ген MUC7 несет в себе несколько повторений ключевых генетических инструкций — так называемых тандемных повторов. Причем у разных представителей приматов их количество отличается: у обезьян их может быть 11−12, у людей — 5−6. Предполагалось, что версия человеческого гена MUC7 с пятью повторами защищает носителя от астмы.

В своей новой работе, чтобы более полно изучить физиологическую функцию белка MUC7 и его эволюционную родословную, генетики сделали анализ 251 генома. Они были случайно выбраны из представителей современных европейских, африканских и азиатских популяций, Ученые не нашли подтверждения более раннему предположению о связи одного из вариантов гена с устойчивостью к астме. Как показало исследование, структурные варианты гена очень сильно влияли на состав и количество бактерий, живущих во рту. Белок MUC7 повышал способность слюны связываться с микробами, способствуя нейтрализации опасных бактерий.

Но, кроме этого, ученые выяснили, что у людей, проживавших в Африке к югу от Сахары, структура гена MUC7 содержала характерные особенности. И это делало его настолько отличительным, что даже неандертальский и денисовский гены MUC7 имели больше сходства с этим геном у большинства людей.

Этот факт позволил генетикам утверждать, что давние предки африканцев, живущих к югу от Сахары, скрещивались когда-то очень давно с неизвестными науке гоминидами. Ученые назвали их «призрачным» видом древних гоминид. И, как показал анализ мутаций в геноме, попадание чужеродного генетического материала в геном человека в результате скрещивания людей с «призрачным» видом произошло около 150 000 лет назад. При этом эволюционный путь двух видов — человека и неизвестного гоминида — разошелся около 1,5−2 млн лет назад. [ ... ]