В протопланетном диске впервые обнаружена органическая кислота

Еще до образования твердых планет в протопланетных туманностях протекают активные процессы органического синтеза.

Сергей Парфенов из Уральского федерального университета совместно с коллегами из Германии, Италии, США и Франции впервые обнаружил органическую кислоту в протопланетном диске, причем в сравнительно высокой концентрации. Находка указывает на активное протекание процессов органического синтеза задолго до образования планет, а значит, в их первичном материале, сразу после возникновения данных небесных тел, уже должны присутствовать большие количества органических соединений. Новые результаты крайне важны для понимания того, в каких конкретно условиях протекает возникновение жизни на ранней стадии развития планетных систем. Соответствующая статья опубликована в The Astrophysical Journal Letters.

Исследователи использовали радиотелескоп ALMA (Чили) для наблюдений протопланетного диска молодого оранжевого карлика TW Гидра в 176 световых лет от нас. Возраст звезды около 10 миллионов лет, поэтому вокруг нее уже успел образоваться протопланетный диск и одна массивная (юпитероподобная) планета, но еще не сформировались планеты земного типа. Это дает весьма редкую возможность заглянуть в эпоху образования твердых землеподобных планет, как наша собственная, тем более что по массе и спектру оранжевые карлики относительно близки к желтым, к которым относится и наше Солнце.

Ученые проанализировали большой массив данных, полученных при наблюдении на частоте 129 мегагерц. При этом они получили спектр, соответствующий муравьиной кислоте, правда, при соотношении сигнала и шума четыре к одному. Затем астрономы проверили полученные данные с помощью ряда верифицирующих методик и пришли к выводу, что, несмотря на такое соотношение сигнала и шума, наблюдения вполне достоверны. Оценка плотности содержания молекул муравьиной кислоты в протопланетном облаке при этом оказалась близка к содержанию в таких облаках метанола.

Как отмечают авторы, это первая обнаруженная в протопланетных дисках органическая молекула, содержащая два атома кислорода. Важность находки в том, что муравьиную кислоту получить намного сложнее, чем другие органические молекулы, найденные в протопланетных дисках до этого. Если тот же метанол получается из угарного газа на поверхности пылевых частиц просто под действием звездного излучения, то муравьиная кислота требует более сложных реакций, немыслимых без весьма активных процессов органического синтеза. Известно, что именно муравьиная кислота является основой для синтеза более сложных карбоновых кислот, активно используемых земной жизнью.

Местные традиции могут привести к всплеску наследственного снижения интеллекта на Северном Кавказе

Частота заболеваемости фенилкетонурией в Карачаево-Черкесии самая высокая в мире. Из-за дефектного гена PAH.

Сотрудники ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» (г. Москва) провели анализ ДНК нескольких десятков жителей Карачаево-Черкесии и установили, что служит причиной повышенной встречаемости фенилкетонурии среди местного населения. Это предписание вступать в брак только с представителями своего народа. Проблема в том, что многие карачаевцы несут вариант гена PAH, не позволяющий им нормально перерабатывать фенилаланин. Научная статья об этом опубликована в журнале PLoS ONE.

Фенилкетонурия — это наследственное заболевание, при котором фермент, позволяющий превращать аминокислоту фенилаланин в другую аминокислоту, тирозин, совершенно не функционирует или работает гораздо хуже, чем в норме. Из-за этого нарушается множество других процессов обмена веществ, в частности развитие оболочек вокруг длинных отростков нервных клеток и образование пигментов кожи и радужной оболочки глаз. Одно из самых неприятных последствий фенилкетонурии — умственная отсталость.

Состояние больных можно существенно облегчить, если с раннего возраста посадить их на низкобелковую диету (и принять некоторые другие меры), но лучше рождения детей с фенилкетонурией и вовсе избежать. Для этого необходимо заранее знать, какие аллели (варианты) гена PAH, кодирующего фермент для переработки фенилаланина, присутствуют в организме обоих родителей. Фенилкетонурия — аутосомно-рецессивное заболевание, то есть его риск не зависит от пола ребенка (ген PAH находится не на половых хромосомах), и, чтобы оно проявилось, необходимо наличие двух дефектных копий PAH в оплодотворенной яйцеклетке. Носители — те, у кого только один из аллелей мутантный, — сами не болеют фенилкетонурией, но их дети будут ей страдать, если им не повезет и они получат от каждого из родителей дефектный вариант PAH.

Средняя встречаемость фенилкетонурии в мире — 1 на 10 000 новорожденных, в России в целом — 1 на 7 000. В отдельно взятом субъекте федерации, Республике Карачаево-Черкесия, доля больных детей гораздо выше — 1 на 850. Это больше, чем где бы то ни было еще. Отыскать причины столь частого проявления неприятного заболевания взялись московские генетики. Они собрали пробы ДНК у 26 карачаевцев (в том числе детей) с диагнозом «фенилкетонурия», у 33 их здоровых родственников и примерно у 300 неродственных им людей той же народности. [ ... ]

Двойные звезды оказались главным источником планет-бродяг

Небольшие планеты вокруг парных звезд малой массы легко выбрасываются своими светилами в межзвездное пространство, где скитаются неопределенно долгое время.

Иван Шевченко из Института прикладной астрономии РАН изучил эволюцию орбит планет вокруг двойных звезд и пришел к выводу, что такие орбиты не могут быть стабильными бесконечно долго. Вначале планеты в подобных системах сближаются со своими звездами, а затем выбрасываются ими из своих систем. Из этого следует, что, возможно, основная масса планет-бродяг во Вселенной происходит именно из систем двойных звезд. Соответствующая статья опубликована в The Astronomical Journal.

Автор новой работы разбирает воздействие на орбиты планет тесных двойных звезд (так называют звезды, обращающиеся вокруг общего центра масс за считанные дни или десятки дней). Как он показывает, воздействие сразу двух светил вызывает усиленный разогрев недр планеты, а также уменьшение диаметра ее орбиты, то есть сближение с центральной парой звезд. Такое сближение в основном происходит на ранней стадии эволюции системы и заметно замедляется по мере приближения планеты к определенному рубежу, который автор обозначает как хаотическую зону. Однако на протяжении длительного времени, например миллиарда лет и более, планета может попасть и внутрь этой хаотической зоны. Вероятность ее попадания туда растет, если планета имеет небольшую массу (как Земля или типичные суперземли, известные нам по другим системам) или же если двойная звезда состоит из светил малой массы (например, красных карликов).

После попадания в хаотическую зону планета может (а со временем это происходит практически наверняка) поменять орбиту на такую, которая выведет ее за пределы «родной» планетной системы. Тогда она станет планетой-бродягой. Учитывая, что 70 процентов звезд во Вселенной являются малыми карликами и что более 50 процентов звезд Вселенной — двойные, количество небольших планет-бродяг, покинувших свои системы по описанному механизму, должно быть довольно велико. Только в нашей Галактике с ее 200 миллиардами звезд таких «беглых» планет может быть порядка миллиарда.

Исследователь отмечает, что его расчеты подтверждаются имеющимися данными относительно наличия планет в системах тесных двойных звезд. На данный момент их там известно заметно меньше, чем в системах одиночных звезд. Это сходится и с другим результатом новой работы, согласно которому обеднение планетных популяций тесных систем двойных звезд должно происходить за период от миллиарда лет. [ ... ]

Ученые определили главную причину смерти мужчин в России

И это отнюдь не войны или автомобильные катастрофы.

Сотрудники НИУ ВШЭ и НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента выяснили, из-за чего происходит большая часть преждевременных смертей мужчин в ряде стран Восточной Европы. После того как исследователи оценили объем незарегистрированного выпитого алкоголя на душу населения, стало понятно, что именно он служит причиной низкой продолжительности жизни в России, Беларуси, Украине, Латвии и ряде других республик бывшего СССР. Научная статья опубликована в журнале Alcohol and Alcoholism.

За последние 50 лет средняя продолжительность жизни выросла во всем мире, и европейские страны не исключение. Как правило, чем выше уровень жизни в отдельно взятом государстве, тем дольше живут его граждане: они могут позволить себе лучший уход во время болезней и в старости, получают пенсии и социальные льготы и т.д. Уровень жизни можно приблизительно определить исходя из внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Соответственно, в тех странах, где значение этого параметра выше, люди живут дольше. Однако в ряде восточноевропейских и среднеазиатских республик эта закономерность нарушается. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин-албанцев, рожденных в 2015 году, составляет 76,2 года, в то время как в Казахстане, где ВВП на душу населения тогда был в два раза больше, аналогичное значение составило только 67,5 года.

Эту нестыковку попытались объяснить авторы новой статьи в ходе тщательного анализа. Ученые запустили поиск корреляций между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин в ряде стран Европы и объемом денежных средств, который тратится на охрану здоровья одного человека. Также они искали связь между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и количеством свежих фруктов и овощей в их рационе, употреблением опиатных наркотиков, курением (в Восточной Европе мужчины умирают от последствий курения чаще, чем где-либо в мире), безработицей и широтой, на которой проживает основная масса населения страны. Наконец, был учтен еще один фактор — объем выпитого спиртного на душу населения. У него два слагаемых: зарегистрированное потребление и незарегистрированный объем (контрафактный алкоголь). Количество неучтенного выпитого периодически оценивает ВОЗ.

Из всех факторов, которые в теории могли бы снизить продолжительность жизни мужчин-европейцев, остался только один — потребление крепкого алкоголя на душу населения. Его влияние на возраст, в котором человек с высокой вероятностью умрет, оказалось сильнее, чем у здоровой еды, безработицы и финансового обеспечения здравоохранения. Чем больше в стране пьют коньяка, водки, настоек, бальзамов и подобного, тем меньше живут мужчины в этом государстве. Эффект сохраняется, даже если учитывать только «официально выпитое». Пиво и вино тоже не способствуют долгой жизни, но их влияние на здоровье мужчин не так сильно, как у крепкого спиртного. В любом случае, чем больше этих напитков употребляют граждане, тем значительнее их вклад в снижение продолжительности жизни мужчин. [ ... ]