В основе речи лежат общие для человека и животных древние функции мозга

Ученые из США и Австралии показали, что освоение языка и детьми, и взрослыми связано с функциями мозга, которые выполняют более общие задачи обучения и появились намного раньше способности человека говорить.

Насчет механизмов, лежащих в основе человеческой речи, есть две противоположные гипотезы: об однозначной уникальности когнитивных систем, обеспечивающих человеческую речь, или, напротив, о функционировании языка на основе механизмов, общих для всех животных. В данном исследовании подтверждается, что язык человека функционирует благодаря древним механизмам когнитивной активности — тем, которые, например, помогают подопытным крысам ориентироваться в лабиринте.

Ученые разработали модель, в которой два вида памяти были соотнесены с разными аспектами освоения языка. Было известно, что благодаря декларативной памяти человек запоминает факты и единицы информации, поэтому в модели она сопоставлена с заучиванием и использованием лексики. Процедурная, или имплицитная память отвечает за освоение автоматических неосознанных навыков, правил и последовательностей, поэтому ученые предположили, что она будет ответственна за освоение грамматики.

Для проверки модели на экспериментальных данных выбрали результаты 16 научных работ, в которых языковые навыки сравнивались с эффективностью обучения на основании механизмов в декларативной и процедурной памяти. Материал включал в себя исследования, касающиеся разных аспектов разных языков, а среди 665 испытуемых были люди разных возрастов и разного уровня владения языком. Всего ученые проанализировали 56 корреляций между языковыми факторами и системами памяти.

Результаты показывают, что для детей есть прямая корреляция между лексическими навыками и возможностями к обучению в декларативной памяти, но не с процедурной памятью. Освоение грамматики у них было связано с активностью процедурной памяти и меньше — с декларативной. Другими словами, дети, осваивая родной язык, выучивают грамматику неосознанно, а новые слова для них являются событиями в жизни.

Взрослые, изучающие иностранный язык давно, показывают корреляцию между грамматикой и процедурной памятью, то есть они идут путем малышей, говорящих первые слова, а вот новичкам приходится зубрить правила — ученые показали связь между усвоением грамматики и декларативной памятью.

Таким образом, исследователи показали, что языковые навыки связаны с системами мозга, которые возникли в эволюционном смысле задолго до того, как появился сам язык.

В исследованиях механизмов, лежащих в основе языка человека, таким образом, имеет смысл использовать данные о базовых системах, обеспечивающих когнитивные функции человека и животных — генетические, клеточные, электрофизиологические, нейроанатомические и эволюционные. Кроме того, это исследование поможет разрабатывать более эффективные методики для изучения иностранных языков.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Ранее ученые получили дополнительные данные о связи эволюции мозга и поведения современного человека.