В Новосибирске открыли первую за Уралом лин-лабораторию

В Новосибирском государственном техническом университете открылась лин-лаборатория «Фабрика процессов» — центр обучения использованию принципов и инструментов бережливого производства.

Лин-лаборатория — это учебный центр, в котором установлено специальное оборудование, на котором можно изучать производственные процессы различных компаний и осваивать принципы бережливого производства, говорится в сообщении вуза.

Лаборатория уже оборудована и начнет работу в декабре 2017 года. Как пояснили корреспонденту «Чердака» в пресс-службе университета, в декабре в лаборатории начнутся курсы у магистрантов факультета бизнеса и студентов факультетов летательных аппаратов и механико-технологического. С начала следующего года — у всех остальных факультетов.

Лаборатория позволит студентам на примере машиностроительного производства погружаться в процесс управления компанией.

Разработчиком лаборатории такого формата для Новосибирского государственного технического университета выступила консалтинговая компания «Лин Вектор», которая имеет опыт внедрения лин-технологий в компании «КАМАЗ», в концерне «Калашников», в компаниях «Газпромнефть», «Ростелеком», Сбербанк, в Санкт-Петербургском политехническом университете и в Казанском национальном исследовательском университете.

Лин (англ. lean production — стройное производство) — экономичный/рациональный подход к организации бизнеса, который предполагает максимальную ориентацию на потребности клиента, избавление от любых непроизводительных потерь и вовлечение всех работников в процесс улучшений.

О лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ читайте на «Чердаке».

Разработана новая технология редактирования ДНК с помощью CRISPR/Cas9

Американские и испанские ученые разработали более безопасный метод редактирования генома на основе CRISPR/Cas9, при котором сводится к минимуму возможность возникновения нежелательных мутаций.

CRISPR/Cas9 — стремительно развивающаяся технология редактирования генома, основанная на инструментах иммунной системы бактерий. В основе этой технологии — участки бактериальной ДНК под названием «сгруппированные короткие палиндромные повторы» (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats, CRISPR). Между этими повторами располагаются фрагменты ДНК (спейсеры), которые несут в себе следы атаковавших бактерию вирусов, — что-то вроде картотеки преступников. При повторной атаке вируса бактерия распознает и уничтожает его с помощью Cas-белков, которые разрезают вирусную ДНК. С 2013 года начались исследования этой бактериальной системы по редактированию генома в клетках высших организмов.

Хотя ученым уже удалось достигнуть немалых успехов в этом направлении, уязвимым местом технологии CRISPR/Cas9 оставалась возможность возникновения нежелательных мутаций из-за сопровождавших ее двухцепочечных разрывов ДНК. Похоже, что обойти эту преграду удалось в новой работе команде биоинженеров. Для своих опытов они взяли вместо активного белка Cas9 его неактивную форму, которая может нацеливаться на определенные места в геноме, но уже не режет ДНК. Вместо этого Cas9 активирует нужные гены, соединяясь с молекулярными переключателями, активирующими транскрипцию доменами (АТД). Но у бактерии это соединение, Cas9/АТД, слишком велико, чтобы его можно было внедрить в живую клетку, прикрепив к адено-ассоциированному вирусу (AAV). Ученые смогли обойти эту проблему, разделив Cas9 с активаторами транскрипции и направляющей РНК и упаковав их в разные AAV таким образом, чтобы они смогли соединиться уже внутри клетки.

Доставленные таким образом в «два рейса» белок Cas9 и активатор вместе с РНК показали в экспериментах свою высокую эффективность по эпигенетическому регулированию генома. Не затрагивая саму ДНК, внедренные в клетку компоненты системы CRISPR/Cas9 успешно меняли активность генов. Ученые проверили это на мышах с острой почечной недостаточностью, диабетом первого типа и мышечной дистрофией. В каждом случае они разработали свою систему CRISPR/Cas9, чтобы повысить экспрессию определенного гена, связанного с болезнью. Так, в случае заболевания почек были успешно активированы два гена, которые улучшали функцию почек после острой фазы болезни. У мышей с диабетом удалось повысить активность генов, которые связаны с производством инсулина. В итоге у мышей происходило заметное понижение уровня глюкозы в крови. У мышей с мышечной дистрофией также удалось активировать гены, которые облегчали течение болезни.

«Результаты показывают, что CRISPR/Cas9-опосредованная активация целевого гена может быть достигнута, что приводит к наблюдаемым изменениям и уменьшению симптомов болезни. Это дает новые возможности для разработки целевой эпигенетической терапии против болезней человека», — пишут авторы работы. [ ... ]

Найдены гены, связанные с гомосексуальностью

Ученые из Великобритании и США обнаружили области генома, правдоподобно характерные для гомосексуалистов.

Как показывают исследования, количество людей, склонных к гомосексуальным отношениям, во всем мире увеличивается с каждым годом. Так, к примеру, в США число приверженцев однополой любви за последние 15 лет увеличилось почти вдвое, с 4,5 до 8,2% от числа всех американцев. Среди возможных факторов такого стремительного роста, вместе с экологическими, социальными и психологическими причинами, ученые рассматривают также и генетические причины.

В своей новой работе генетики провели исследование геномов мужчин с гетеросексуальными и гомосексуальными наклонностями. Для анализа было взято ДНК 1231 гетеросексуала и 1077 — гомосексуалистов, выходцев из Европы. После проведенного анализа ученые обнаружили то, что давно искали.

Были идентифицированы расположенные в некодирующих участках генома на 13-й и 14-й хромосомах однонуклеотидные полиморфизмы (SNP). Это различия в последовательности ДНК в один нуклеотид, и они находились вблизи генов, которые можно связать с формированием сексуальных предпочтений, влияя на работу этих генов.

«Гены, наиболее близкие к этим SNP, обладают функциями, правдоподобно относящимися к развитию сексуальной ориентации», — пишут ученые. [ ... ]

Найден новый необычный способ обнаруживать водород

В МИФИ создали прототип устройства, способного обнаружить водород без термохимических сенсоров. Эта новая технология может оказаться безопаснее и эффективнее всех предшествующих.

Смесь водорода с воздухом дает опасную смесь — гремучий газ, производящий мощные взрывы. Именно он, например, считается виновником одного из двух взрывов на Чернобыльской АЭС. Чтобы предупреждать такие взрывы, нужны автоматически срабатывающие сенсоры о наличии водорода в обычном воздухе.

Обычно для этого применяют термохимические сенсоры. В них на поверхности платины в смеси воздуха и водорода протекает возгорание водорода, а горение разогревает платиновую поверхность. Сенсор реагирует на нагрев и сообщает о наличии опасного газа в воздухе. Но, во-первых, это не всегда безопасно (может инициировать взрыв), во-вторых, такие датчики не очень компактны. Авторы новой работы изучили возможности по обнаружению водорода у тонкопленочных металл-оксидных структур, создаваемых на монокристаллических подложках из карбида кремния.

Исследователи нанесли на пластину карбида кремния размерами 15 на 15 миллиметров и толщиной в 0,4 миллиметра две пленки. Первая из них — чувствительный к водороду слой оксида вольфрама в 200 нанометров толщиной. Вторая — платиновая, 10 нанометров толщиной. Ее задача — каталитическое ускорение химической реакции. На тыльной стороне этой второй пластины расположили токосъемный контакт. Нагреватель с исследуемым образцом разместили в камере из нержавеющей стали, где создали воздушно-водородную смесь с контролируемо изменяемой концентрацией водорода.

Между двумя сторонами образца, газочувствительной из оксида вольфрама и подложкой из карбида кремния возникал ток, который был тем сильнее, чем выше поднималась концентрация водорода. Подача водорода в камеру до концентрации в два процента вызывала 15-кратный рост силы сигнала. Это заметно выше отклика такой же газоанализирующей системы, работающей по традиционной схеме. При этом в эксперименте вновь созданная структура из оксида вольфрама и карбида кремния MOSiC функционировала без нанесения каталитического слоя из дорогостоящей платины. Также в отличие от обычного сенсора ей не требовался никакой источник питания. [ ... ]