В норе древнего белорусского барсука обнаружили сотни костей его жертв

Среди них впервые в этой стране нашли останки голоценовых хвостатых амфибий и живородящих ящериц.

Сотрудник Воронежского государственного университета Вячеслав Ратников вместе с коллегой из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции Гуге-Александре Бланом изучил обширную коллекцию костей мелких позвоночных, найденных на месте раскопок рядом с деревней Воронча Кореличского района Гродненской области (Республика Беларусь). Палеонтологи определили, кому принадлежат эти кости, и обнаружили среди них скелет живородящей ящерицы (Zootoca vivipara) и останки тритонов двух видов (Lissotriton vulgaris и Triturus cristatus). Анализ возраста находок показал, что эти позвоночные жили вблизи современной Ворончи в атлантическом периоде голоцена. Останки этих видов такого возраста найдены на территории страны впервые. Научная статья о них опубликована в журнале Historical Biology.

На правом, крутом берегу реки Сервечь неподалеку от Ворончи на высоте 255 метров располагается место множества находок костей мелких позвоночных. Все они, по словам нашедших эту точку ученых, были обнаружены в углублении 0,5 на 0,8 метров. Предположительно это углубление представляет собой бывшую нору барсука или лисицы. Нора была занята многие десятилетия, и за это время в ней накопилось немало останков добычи хозяев-хищников. Климатологические реконструкции и определение видовой принадлежности костей показали, что убежищем активно пользовались 5—7,5 тысяч лет назад. Это время соответствует атлантическому периоду голоцена, когда в Европе, особенно на ее севере, климат был теплее и влажнее современного и всех «соседних» периодов.

Хотя изначально нора на Сервечи была объектом внимания теориологов, так как там попадались скелеты мелких млекопитающих, позже там обнаружили множество костей амфибий и рептилий. Авторы новой статьи, работая в Воронежском государственном университете, сделали замеры 11 538 таких костей и определили их видовую принадлежность.

Среди обследованных останков были и те виды, которые уже встречались в палеонтологической летописи Беларуси. Однако она пополнилась и новыми видами. Так, впервые на территории республики обнаружили голоценовые останки хвостатых рептилий — обыкновенного тритона (Lissotriton vulgaris) и гребенчатого тритона (Triturus cristatus), а также живородящей ящерицы (Zootoca vivipara). Новыми для Ворончи, но не для страны в целом стали находки живших в голоцене пяти видов бесхвостых амфибий: серой жабы (Bufo bufo), прудовой лягушки (Pelophylax lessonae), озерной лягушки (Pelophylax ridibundus), остромордой лягушки (Rana arvalis) и травяной лягушки (Rana temporaria). Также ученые идентифицировали двух змей — обыкновенного ужа (Natrix natrix) и обыкновенную гадюку (Vipera berus) и один вид безногих ящериц — ломкую веретеницу (Anguis fragilis).

Работа по определению «хозяев» древних останков позволила уточнить критерии анатомии, по которым амфибии и рептилии причисляются к тому или иному виду. А учитывая, что из норы на берегу Сервечи извлечены еще далеко не все останки, новые исследования могут открыть неожиданные сведения о древней белорусской фауне.

Боли в спине связали с генами и депрессией

Связи оказались очень сложными и многообразными.

Коллектив ученых из России (Институт цитологии и генетики СО РАН и Новосибирский государственный университет), Великобритании, США и Нидерландов провел масштабное полногеномное исследование ассоциаций болей в пояснице и различных других состояний. Анализ фрагментов ДНК 509 000 людей показал, что вероятность таких болей зависит от множества генов, большинство которых так или иначе связывают с развитием нервной системы и всеми аспектами ее работы. Препринт научной статьи опубликован на сервере biorXiv.

Исходя из данных исследования глобального бремени болезней 2016 года, боли в пояснице во многих странах занимают лидирующее место в списке причин ограничения трудоспособности. К ним явно существует генетическая предрасположенность: по информации из разных научных работ, родители от 30 до 68 процентов страдающих болями в пояснице тоже сталкивались с этим состоянием. Риск хронических болевых ощущений в нижней части спины выше у женщин и растет с возрастом, а также при появлении лишнего веса. Тем не менее конкретные варианты генов (аллели), связанные с этой патологией, практически не выявлены: полногеномный поиск ассоциаций среди 158 000 пациентов, у которых боли наблюдались по крайней мере три месяца подряд, выявил только три потенциально повышающих вероятность хронических болей в пояснице аллеля.

Помимо больных, у которых это состояние проявилось уже давно, есть множество людей, которые только недавно начали страдать от регулярных болей в спине. В свое новое исследование авторы включили и их. Ученые использовали данные из базы UK Biobank и консорциума CHARGE (Cohorts for Heart and Aging Research in Genomic Epidemiology). Они содержат информацию о вариантах генов и о состоянии здоровья американцев, европейцев, африканцев и азиатов зрелого и пожилого возраста и созданы именно для поиска наследственных предрасположенностей к тем или иным проблемам со здоровьем. Поиск ассоциаций проводили по геномам 509 000 индивидуумов. Это делали в два этапа: данные по ДНК части этих людей сопоставляли с наличием у них болей в пояснице, а на геномах остальных, не исследованных на первом этапе, проверяли существование связей конкретных вариантов генов с болями в спине.

Выяснилось, что с рассматриваемой патологией связано 183 однонуклеотидных полиморфизма (SNP). Так называют различия между последовательностями ДНК любой длины у разных индивидов размером в один нуклеотид. Эти SNP находились в семи генах, регулирующих развитие нервной системы у эмбриона, ее работу в зрелом возрасте (например, SOX5) и образование соединительной ткани. Так, мутации в CHST3, SNP в котором оказался связан с вероятностью болей в пояснице, регулирует образование хряща межпозвонковых дисков, а мутации в гене SPOCK2 вызывают бронхолегочную дисплазию, при которой недоразвиты бронхи (а они тоже состоят из хряща). [ ... ]

Физик Городецкий закрутил свет одиночной волной в шепчущей галерее

Беспорядочный свет в оптических микрорезонаторах способен самоорганизовываться в отдельный импульс — солитон.

Коллаборация ученых из России, США и Франции значительно продвинула исследования в области оптических микрорезонаторов. Особый режим работы приводит к самоорганизации света в резонаторе и созданию коротких одиночных возбуждений — солитонов. О возможных применениях и будущих перспективах данных разработок рассказывает обзорная статья, опубликованная в журнале Science.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с эффектом шепчущей галереи: стоя на разных концах круглого помещения, два человека могут перешептываться друг с другом. Такое явление было впервые изучено лордом Рэлеем в 1910 году в соборе Святого Павла в Лондоне, а жители Москвы могут всегда проверить его существование на станции метро «Маяковская». Звуковая волна, отражаясь от стен, может следовать по кругу и даже возвращаться обратно к своему источнику. По такому же принципу работают оптические микрорезонаторы — это шепчущие галереи, но для света. Прозрачные диски или сферы размером в несколько десятков микрометров «запирают» свет внутри, заставляя его распространяться по кругу.

Чтобы понять, как они работают, опять обратимся к звуку. Представим себе натянутую гитарную струну. Она закреплена в двух местах и образует стоячую волну, равную ее удвоенной длине. Это первая мода струны — один из возможных типов ее колебаний, или, иначе, количество длин волн, укладывающихся на ее протяженности. Если мы тронем струну, то мода изменится — длина волны станет равна струне, либо ее ⅔, либо вообще половине. Аналогичный процесс происходит и в микрорезонаторе, за исключением того, что струна здесь превращается в окружность, а вместо руки используется лазер.

Высокая интенсивность света, «запертого» в микрорезонаторе, приводит к образованию различных мод шепчущей галереи с разными частотами. А определяются они следующим образом: возвращаясь в исходную точку окружности, волна должна переходить сама в себя. Таким образом, излучение в микрорезонаторе переходит в набор из большого количества волн с частотами, отличающимися на постоянную величину. Иными словами, одна мощная мода в резонаторе порождает много-много других мод. А ее, в свою очередь, подкачивают лазером на той же длине волны. [ ... ]

Глава Минпросвещения посетила Хакасию

Итоги поездки очень позитивные.

Министр просвещения России Ольга Васильева в конце июля посетила с рабочим визитом Хакасию: посмотрела, как идет строительство новых школ, рассказала, что может войти в нацпроект «Образование», как обстоят дела с кадрами в школах и нужно ли запрещать мобильники в школах.

Мы строили, строили

Школы министр осматривала как строящиеся, так и только что построенные, причем в самых разных районах республики. Так, в аале (село у хакасов) Трошкин Ольга Васильева посетила построенную в июне школу на 28 учащихся. «Это замечательный проект. Школа, которую можно назвать трансформером: в здании есть квартира для преподавателей, обслуживание которой берет на себя муниципалитет, но у всех работающих учителей есть здесь свои квартиры, поэтому принято решение в этом помещении сделать также небольшой детский садик», — сказала министр.

Старая школа в аале Трошкин была в здании 1928 года, без благоустроенного туалета и водоснабжения. Ветхое здание снесли и построили на его месте современное, оно обошлось в 30 миллионов рублей. В День знаний в новую школу пойдут 27 учеников начальных классов. [ ... ]