Все новости

В Москве испытан отопительный котел подводного горения

КПД новинки выше, чем у конкурентов, а уровень выбросов вредных окислов азота и углерода — заметно ниже.

В Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ им П.И. Баранова) проведены испытания отопительного котла принципиально нового типа — с погружным нагревом воды. Они шли 72 часа подряд и показали работоспособность нового образца, а также его превосходящую аналоги эффективность. Новинка может найти широкое применение в отоплении и горячем водоснабжении объектов площадью до 500 квадратных метров. О происходящем пишет ЦИАМ.

В настоящее время газовые котлы умеренной мощности в нашей стране в основном импортируются из-за рубежа, что в текущей экономической ситуации делает их относительно дорогими. Даже те, что формально собираются внутри страны, зачастую состоят из импортных комплектующих или сильно отстают по параметрам эффективности. Переломить ситуацию можно было бы в том случае, если отечественные установки имели бы какие-то принципиальные преимущества перед импортными. В ЦИАМ уже несколько лет прорабатывается необычная схема таких котлов — погружного нагрева. По сути, это просто адаптация аппаратов погружного горения, давно используемых в химической промышленности для выпаривания жидкостей.

В таком аппарате процесс сгорания газов происходит не непосредственно перед выпуском в атмосферу, а на некоторой глубине под поверхностью нагреваемой воды. При этом топливо и воздух подаются под небольшим давлением, что в итоге создает в воде газовый пузырь, позволяющий пламени не затухать под водой. Благодаря этому продукты сгорания, барботируя в жидкости (проходя через нее), разбиваются на газовые пузырьки, имеющие очень большую поверхность. В итоге продукты горения имеют огромную площадь теплообмена с нагреваемой водой и быстро отдают ей свой жар.

Это радикально снижает главный источник потерь тепла в традиционном газовом котле — с горячими продуктами сгорания. То тепло, которое сегодня через трубу вылетает в атмосферу, в котле погружного типа в основном отдается нагреваемой воде. Коэффициент использования теплоты сгорания топлива в таких котлах достигает 95—98 процентов.

Как показали испытания новой установки, на практике ее КПД составило не менее 97 процентов при коэффициенте избытка воздуха, равного 1,99 (то есть таком, при котором воздуха к месту горения подавалось примерно вдвое больше, чем нужно теоретически). Стандартные котлы, как правило, имеют КПД ниже 95 процентов для лучших импортных образцов. И ниже 90 процентов — для отечественных образцов. Исключением могут быть только конденсационные импортные котлы, имеющие КПД, сходный с новой установкой. Однако такие системы конструктивно сложнее и дороже.

К тому же у них нет еще одного преимущества новой схемы — высоких экологических показателей. Дело в том, что попадание в атмосферу излишне нагретых продуктов сгорания приводит к образованию большого количества молекул окиси азота и угарного газа.

Низкая температура отходящих газов при подводном горении означает, что вероятность окисления азота кислородом в новом котле заметно падает, как и вероятность неполного сгорания топлива, ведущего к образованию угарного газа. Поэтому при испытаниях демонстратора новой технологии предварительные цифры этих вредных выбросов составили всего 50,4 части на миллион для окислов азота и всего 9,1 части на миллион для угарного газа.

Эксплуатация котла потребует меньше топлива (до 20 процентов), чем у существующих аналогов. В первую очередь разработку предполагается использовать для обогрева коттеджей и других помещений площадью до 500 квадратных метров.