В МГУ предложили новый способ борьбы с мусором на орбите

Его «отфутболят» тросами и противовесами в плотные слои атмосферы.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова предложили новую и довольно оригинальную систему для уборки космического мусора без лишнего расхода топлива. Их математическое моделирование показывает, что такая система может быть довольно эффективна при умеренных затратах. Соответствующая статья опубликована в журнале Acta Astronautica.

В последние десятилетия концентрация «мертвых» спутников и их обломков на околоземной орбите достигла настолько опасных значений, что столкновения с космическим мусором случаются все чаще и чаще — даже иллюминаторы МКС периодически получают трещины от его мельчайших частиц. И это несмотря на то, что станция периодически маневрирует, избегая наиболее «замусоренных» районов низкой околоземной орбиты. Сталкиваясь, большие осколки разлетаются на множество частей, от чего вероятность новых ударов только возрастает. Поэтому ученые ищут разные пути снизить этот риск.

Наиболее перспективный способ — специализированные спутники-мусорщики, сводящие обломки старых космических аппаратов с орбиты. Однако для работы им нужно перемещаться, тратить топливо, а значит, быть тяжелыми. Такие спутники дороги, в то время как космический мусорщик в идеале должен быть максимально дешевым. Поэтому механики из МГУ предложили его новую модель.

Космический мусорщик должен состоять из одного крупного спутника и двух небольших противовесов на тросах по сторонам. При необходимости тросы могут слегка сматываться или разматываться, придвигая или отодвигая противовесы, что позволит изменять траекторию движения спутника-мусорщика в космосе.

Согласно моделированию, при идеальных для транспортировки условиях фрагменты космического мусора должны быть в десять раз легче противовесов спутника. Тогда перемещение этих объектов от мусорщика будет происходить по прямой — наиболее оптимальной траектории для вывода обломков прочь от загруженных орбит. Это приведет к падению мусора в плотных слоях атмосферы, где из-за трения он сильно разогреется и сгорит. При рассчитанном соотношении масс противовесов можно будет посредством импульса от соударения с противовесом или тросом придавать частицам космического мусора скорость до двух метров в секунду.

Что особенно важно, после запуска новых моделей спутников-мусорщиков на нужные орбиты они будут зачищать их от обломков полностью автономно, без внешнего контроля со стороны наземных ЦУПов.