В Китае родились первые обезьянки, клонированные по «методу овцы Долли»

Первые приматы, клонированные путем переноса ядра соматической клетки (SNCT), родились в Институте нейробиологии Китайской академии наук в Шанхае.

Макаки-крабоеды (Macaca fascicularis) по имени Чжун Чжун и Хуа Хуа появились на свет при помощи кесарева сечения в декабре 2017 года. Сейчас обезьянки находятся на искусственном вскармливании, растут и развиваются в соответствии с возрастными нормами.

Чжун Чжун и Хуа Хуа не первые клоны среди приматов. Первой клонированной обезьяной была макака резус Тетра — еще в 1992 году. Однако Тетру клонировали более простым способом, разделив эмбрион аналогично тому, как в природе появляются близнецы. Этим методом можно получить не более четырех генетически идентичных потомков.

Сейчас же китайским ученым впервые удалось применить на приматах метод переноса ядра соматической клетки, и при этом родилось жизнеспособное потомство. С применением подобной технологии уже были клонированы 23 вида млекопитающих, в том числе овцы, коровы, свиньи, мыши, крысы, кролики, кошки и собаки. В частности, с его помощью появилась на свет знаменитая овечка Долли. Однако клонировать таким образом приматов раньше не удавалось — эмбрион не приживался в матке суррогатной матери.

Технология клонирования путем переноса ядра соматической клетки заключается в том, что ученые удаляют из яйцеклетки ядро и помещают в нее ядро дифференцированной соматической (не половой) клетки. Затем как можно скорее яйцеклетку пересаживают суррогатной матери, и из яйцеклетки развивается клон той клетки, которая была донором ядра.

По мнению ученых, все более ранние попытки применить эту технику для клонирования обезьян были неудачными из-за неверного перепрограммирования ядра соматической клетки, а оно необходимо для дальнейшего развития пересаженного эмбриона.

Китайские ученые оптимизировали протокол пересадки, в частности использовали ядра фетальных фибробластов — клеток соединительной ткани, полученных от эмбрионов, и применили трихостатин, А — вещество, которое обладает мощными дифференцирующими свойствами в культуре клеток млекопитающих, что значительно повысило шанс развития зародыша.

Так, при пересадке ядра фетальных фибробластов прижились шесть эмбрионов из 21 обезьяны, и именно из этих зародышей развились Чжун Чжун и Хуа Хуа. Когда же ученые использовали для пересадки ядро клеток яйценосного холмика (клетки эпителия фолликула, окружающего яйцеклетки), прижились 22 эмбриона из 42, однако родились только две обезьянки, которые погибли через 3 и 30 часов после рождения от дыхательной недостаточности.

Генетический анализ подтвердил, что ядерная ДНК и митохондриальная РНК Чжун Чжун и Хуа Хуа произошли от ядра донорской клетки и яйцеклетки суррогатной матери соответственно.

Ученые планируют и дальше оптимизировать технику пересадки ядра с использованием фетальных фибробластов и, конечно, наблюдать за тем, как растут и развиваются Чжун Чжун и Хуа Хуа.

Клонированные обезьяны представляют собой идеальную модель для изучения свойственных только приматам (в том числе и человеку) процессов, происходящих при нарушениях мозговой деятельности, метаболических и иммунологических нарушениях, онкологических заболеваниях. Такое клонирование поможет создать целые популяции генетически идентичных обезьян, на которых можно будет проводить широкий спектр биомедицинских исследований, в том числе тестировать новые лекарства.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cell.

Технология репродуктивного клонирования приматов, дающая возможность клонирования человека, вызывает много споров и вопросов в обществе. Об истории, этике и научной сути клонирования читайте на «Чердаке».

Ученые нашли в океане новый вирус с необычным строением

Американские ученые открыли вирус, который долго ускользал от внимания исследователей благодаря необычным свойствам. Он может быть широко распространен по планете.

Вирусы не относятся к живым организмам — это инфекционные агенты, которые могут воспроизводиться только внутри живых клеток других организмов. Сегодня описаны многие виды вирусов, способные поражать животных, растения, бактерии и археи. Вирусы, избирательно поражающие только бактериальные клетки, называют бактериофагами. Они заметно влияют на эволюцию бактерий и регуляцию численности микробных сообществ. Бактериофаги — самые древние и многочисленные представители семейства вирусов, и их общее число на Земле сравнимо с численностью всех бактерий. Особенно много бактериофагов обитает в водной среде.

Большинство бактериофагов, которые ранее исследовали ученые, имели одно характерное для всех строение. Они состояли из головки, содержащей генетический материал вируса, и «хвоста», который обычно длиннее диаметра головки в 2−4 раза и который используется для заражения бактерии.

Теперь ученые обнаружили новый вирус, не имевший такого «хвоста». Они исследовали бактерии Vibrionaceae, собранные в образцах воды из залива Массачусетса. Среди нескольких видов вирусов, инфицировавших эти бактерии, ученые обнаружили восемнадцать вирусов, которые были ранее неизвестны науке. Их отнесли к новому семейству небольших духцепочечных ДНК-вирусов. Новый вирус получил название Autolykiviridae — в честь Автолика, героя греческой мифологии, известного тем, что его трудно было поймать.

Изучение вируса показало, что он не имеет характерного для других бактериофагов «хвоста», а его геном очень короткий, всего около 10 000 пар нуклеотидов, тогда как у других бактериофагов — 40 000—50 000 пар. Кроме этого, выяснилось, что Autolykiviridae убивали гораздо больше бактерий Vibrionaceae, чем другие «хвостовые» вирусы: составляя всего 10% от общего количества, Autolykiviridae уничтожали в эксперименте 40% всех бактерий. [ ... ]

Российские археологи обнаружили древние крепости золотодобытчиков в Судане

Археологи из МГУ провели первый сезон экспедиций на месте средневекового центра золотодобычи в пустыне Судана и получили первые результаты — крепости, жилые зоны и некрополь.

В средние века поселение Дерахейб (в арабских источниках — ал-Аллаки), ныне расположенное на территории современной провинции Красное море Республики Судан, лежало на пути торговых караванов из арабских и африканских стран. Пряности и благовония Индии и Аравийского полуострова, китайские шелк и фарфор перевозили через Нубийскую пустыню в верхнеегипетский город Асуан. Далее по Нилу товары отправлялись в порты Каира и Александрии, а затем в Европу. Кроме того, через ал-Аллаки шли в Мекку паломники из стран Магриба, Египта и мусульманской Испании. Город на протяжении многих веков являлся также центром золотодобычи в Нубийской пустыне.

«Считается, что в античные времена на территории памятника располагался город Береника Золотая. Такое название дано неслучайно: расположенные около него рудники значительно (согласно сообщению Плиния Старшего, в двадцать раз) превосходили по добыче золота остальные крупные прииски. Также существует предположение, что еще на рубеже XII—XIII веков до нашей эры богатство привлекло на территорию Дерахейба старателей, организовавших здесь поселение», — пояснил Алексей Крол, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научных фондов и экспозиций Научно-исследовательского института и музея антропологии МГУ.

Основная часть древнего памятника занимает площадь в 1 км². На его территории археологи обнаружили две крепости, поселение, три жилые зоны и некрополь. Стены крепостных сооружений, достигающие 10 метров, хорошо сохранились. Поблизости нашлись и знаменитые шахты. Хотя раскопки на территории памятника ведутся давно — еще в 1832 году французская экспедиция составила первые планы Дерахейба — к первому систематическому исследованию поселения приступили только недавно российские археологи.

В 2017 году с помощью GPS сотрудники МГУ зафиксировали все объекты памятника, нанесли на карту и тщательно описали. Ученые воспользовались новой методикой — создали трехмерную компьютерную модель одной из крепостей. [ ... ]

Жизнь на экзопланетах выдадут газы

Ученые из США нашли способ, с помощью которого можно обнаружить жизнь на экзопланетах. Для этого нужно узнать, в каких пропорциях в атмосфере планеты находятся газы, например азот, метан, углекислый газ, кислород или водяной пар.

Ученые исходили из того, что некоторые газы находятся в атмосфере Земли в состоянии термодинамического неравновесия из-за действия живых организмов. Например, весь метан в воздухе должен был бы исчезнуть в течение примерно десяти лет из-за реакций с участием кислорода, углекислого газа и азота. Тем не менее метана в атмосфере много, потому что его постоянно вырабатывают животные и бактерии.

Если на других планетах за пределами Солнечной системы есть жизнь, пусть и примитивная, она тоже должна менять состав атмосферы, уводя его от естественного, «безжизненного». Ученые рассчитали термодинамическое неравновесие для Земли в наши дни и во времена, когда жизнь на планете не производила кислород, — это важно, потому что если на экзопланетах нет кислорода, это не значит, что нет и жизни.

Исследователи получили значения, по которым, вероятно, можно будет судить о том, что на той или иной экзопланете может быть жизнь, которая «портит» картинку газового состава атмосферы, смещая ее в сторону от равновесия.

Теперь нужно ждать, пока состав атмосферы экзопланет изучат очень чувствительные приборы, например космический телескоп имени Джеймса Уэбба, который запустят в 2019 году. [ ... ]