В грибах нашли средство от рака и радиационных повреждений

В экстракте гриба Lecanicillium lecanii обнаружили вещество для снижения активности белка, обнаруженного в раковых клетках и в клетках-жертвах облучения.

Ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН и ООО "Вирион" показали, что грибы вида Lecanicillium lecanii содержат в себе вещество, подавляющее активность фермента 15-липоксигеназы (15-ЛО). Его молекулы играют важную роль в процессах апоптоза (запрограммированной гибели клеток) и размножения раковых клеток.

Эксперименты проводились на клетках крыс и мышей. Чтобы получить из гриба экстракт, на него сначала действовали ацетоном, потом ацетон удаляли и добавляли этанол. В одном случае воздействовали на предварительно облученные клетки тимуса крыс, в другом — на клетки лимфолейкоза Р388, которые неделю выращивали в брюшной полости лабораторных мышей.

Ученые выяснили, что добавление к клеткам первого типа экстракта Lecanicillium lecanii повышает их выживаемость, а клеткам второго типа (Р388), наоборот, вредит. Также авторы определили эффективные концентрации экстракта. Активность 15-ЛО падает вдвое, если к клеткам лимфолейкоза добавлять по 5,5 микрограммов вытяжки гриба на миллилитр, а к облученным клеткам тимуса — 15 микрограммов того же экстракта на миллилитр.

15-липоксигеназа — фермент, окисляющий арахидоновую кислоту. Это соединение выполняет сигнальные функции и активирует несколько цепочек биохимических реакций. Продукты окисления арахидоновой кислоты запускают процессы апоптоза в изначально здоровых клетках, но поддерживают жизнедеятельность раковых клеток. Поэтому ингибиторы 15-ЛО в экспериментах снизили процент погибших от облучения клеток тимуса и не дали размножиться клеткам лимфолейкоза.

Гриб, исследованный пущинскими учеными, уже давно известен другими своими полезными качествами. Он поражает насекомых, поселяясь в их внутренних органах, что в итоге приводит к их гибели. Поэтому его иногда используют в качестве биологического пестицида.

Результаты исследования опубликованы в двух статьях — в журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины» и «Медицинская радиология и радиационная безопасность».

Ранее ученые выяснили, что известный галлюциногенный гриб может помочь при депрессии.