В древней Индийской цивилизации одомашнили рис до прихода китайской агрикультуры

Группа британских и индийских археологов выяснила, что в третьей по древности цивилизации — Индской (Хараппской) — дикий рис одомашнили более 2000 лет назад, до того как сюда пришли китайские сорта.

Считается, что дикий рис был одомашнен человеком в нескольких местах и в разное время. Археологи и антропологи спорят, когда именно рис начали культивировать на Индийском субконтиненте. В настоящее время существует «провал» между самыми ранними свидетельствами использования в Южной Азии дикого риса (6000 лет до н.э.) и самыми ранними свидетельствами использования риса одомашненного (1800 лет до н.э.). Хараппская цивилизация как раз существовала в этот период (3000—1500 лет до н.э.), и ученые пытаются выяснить, был ли рис одомашнен именно в этих временных рамках.

В новом исследовании археологи проанализировали ископаемые колосья и семена риса, найденные в трех поселениях Индской (Хараппской) цивилизации на северо-западе Индии. Выяснилось, что на протяжении ранней, зрелой и поздней Хараппской цивилизации в общем объеме растительных останков постепенно увеличивалась пропорция колосьев одомашненного типа и пропорционально снижалась пропорция колосьев дикого типа. Тип колосьев и зерен определяли по микроскопическим особенностям строения.

Период зрелой хараппской цивилизации, ок. 2600—1900 до н. э. / ru.wikipedia.org

Это совпадает с теоретической моделью постепенного развития агрикультуры у этой цивилизации: от сбора дикорастущих растений до возделывания одомашненных.

Также эти данные предполагают, что, когда в регион около 2000 лет до н.э. пришел из Китая полностью одомашненный рис вида Oryza sativa ssp. japonica (один из предков современного риса), местные жители уже были знакомы с одомашненным рисом и имели ряд собственных техник его культивации.

Для культивации Oryza sativa ssp. Japonica необходимы заливаемые водой поля, но с их появлением в Хараппской цивилизации, как установили ученые, пропорция зерен риса, для которого нужна влажная земля, не увеличилась. Это идет вразрез с гипотезой, что до появления риса из Китая в Индии знали только технику выращивания риса на сухой земле. Предположительно, в Индской цивилизации были известны обе техники.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Archaeological Science.

Ранее, в результате раскопок на территории Израиля, ученые пришли к выводу, что земледелие, возможно, начало развиваться на 10 тысяч лет раньше, чем произошла неолитическая революция.