В бирманском янтаре нашли два новых вида кукуйиформных жучков

Тела насекомых находились там с середины мелового периода.

Сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Андрей Легалов обнаружил в образцах янтаря из Мьянмы две новые трибы долгоносикообразных жуков — Burmomaceratini (семейство Nemonychidae) и Burmocorynini (семейство Belidae). Научная статья опубликована в журнале Historical Biology.

Автор статьи изучал фрагменты янтаря, добытые в долине Хукон штата Качин (Мьянма). Предположительно, эти образцы происходят из сеноманского яруса, который образовался в самом начале верхнего мела 100—94 миллиона лет назад. Ядерно-магнитный резонанс древесных волокон в янтаре показал, что его основой с высокой вероятностью стала смола агатиса. Кроме древесины янтарь содержал в себе несколько мелких жучков в хорошей сохранности.

Burmomacer kirejtshuki. Фото: Andrei A. Legalov / Historical Biology

Этих насекомых сфотографировали с разных точек с помощью стереомикроскопа Zeiss Stemi-2000. Палеоэнтомолог учитывал форму и относительные размеры всех частей тела жуков. Их он сравнивал с уже известными по другим образцам бирманского янтаря ископаемыми долгоносиками — представителями трибы Burminyx (триба — это систематическая категория, объединяющая несколько родов в семействе, но не все).

Автор пришел к выводу, что перед ним жуки двух ранее неизвестных видов, родов и триб. Одному, длиной 3,3 мм, он дал латинское название Burmomacer kirejtshuki. Burmo указывает на его происхождение из Мьянмы (ранее Бирмы), а macer относится к цветожилам — древнему семейству долгоносикообразных жуков, к которому принадлежит и новый вид. Триба Burmomacer kirejtshuki — Burmomaceratini. От представителей трибы Burminyx насекомое отличается более крупными размерами и коротким плоским хоботком.

Второго, более крупного жука (длина 6,8 мм), назвали Burmocorynus jarzembowski. Corynus в данном случае — обозначение семейства Belidae, к которому он относится. Как ни странно, этот жук, которого отнесли к трибе Burmocorynini, по внешнему строению больше всего походит на представителей трибы Archicorynini, недавно обнаруженных в Центральной Америке. Тем не менее он отличается от них расположением антенн и крупными глазами.

Оба найденных насекомых относятся к подсемейству куркулионоидные. И если один вид цветожилов в бирманском янтаре времен мезозоя уже обнаруживали, то ископаемые белиды в этой стране найдены впервые.

Российский палеонтолог приехал с грантом из Зеленой реки

Таракан Grant viridifluvius всю жизнь прикидывался муравьем, чтобы его никто не трогал.

Даниил Аристов из Лаборатории артропод Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и его коллеги из Японии, Чехии, Словакии, Китая и нескольких других стран описали несколько древних видов тараканов, найденных в отложениях формации Грин Ривер (США), формации Крато (Бразилия) и бирманском янтаре. Всех исследованных насекомых объединяет то, что они маскировались под своих опасных сородичей — муравьев, ос и пчел. Российскому ученому принадлежит находка Grant viridifluvius — таракана, названного в честь формы материальной поддержки ученых и по внешнему виду весьма походившего на муравья. Научная статья о доисторических тараканах-подражателях опубликована в журнале Biologia.

Всего в статье упомянуто восемь видов тараканов, но только Grant viridifluvius описан впервые (остальные были открыты в последние несколько лет). Все они принадлежат к группе алиеноптер — дословно «чужекрылых»: первая пара крыльев у них короткая, но плотная и прикрывает заднюю пару крыльев. Различные исследователи рассматривают ее либо как отряд Alienoptera, наиболее близкий к тараканам и богомолам, либо как семейство Alienopteridae отряда тараканов Blattaria. В любом случае алиеноптеры — одни из немногих тараканоподобных, переживших мел-палеогеновое вымирание, в ходе которого, как широко известно, завершили свое существование динозавры.

Таракан Grant viridifluvius — наиболее молодой из восьми описанных в работе видов. Его Даниил Аристов обнаружил в формации Грин-Ривер (дословно «зеленая река», что по-латыни звучит как fluvius viridis, отсюда и видовое название насекомого). Ее отложения относятся к эпохе эоцена (56—34 миллиона лет назад). Возраст насекомого оценили в 47 миллионов лет, то есть грант видел ранних непарнокопытных и насекомоядных. Двухсантиметровый Grant viridifluvius мимикрировал под муравья — имел столь же изящное тело, перетяжку между грудью и брюшком и длинные ноги. Это было выгодно, так как жалящее перепончатокрылое такого размера способно серьезно навредить пожелавшему его съесть хищнику укусом или мощной струей едкой муравьиной кислоты.

Помимо Grant viridifluvius из описанных в статье тараканов подражал внешности муравьев Teyia branislav — алиеноптер, обнаруженный в бирманском янтаре. Он примерно в два раза старше гранта, а значит, жил в меловой период. Получается, что уже тогда муравьи были достаточно влиятельными компонентами природных сообществ, что их имело смысл имитировать. В целом изучение тараканов-подражателей помогает раскрывать экологические роли тех, под кого они подделывались. [ ... ]

В Тыве нашли гигантскую вымершую куницу-«медведеросомаху»

Вероятно, она была такой же суровой, как ее ближайший живой родственник — медоед, атакующий даже львов.

Сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и Института экологии растений и животных УрО РАН описали останки гигантского куньего, обнаруженного ими на территории Республики Тыва. Это первый представитель вымершего рода Eomellivora, найденный в России. Научная статья опубликована в журнале Doklady Biological Sciences.

Древние куньи особенно активно распространялись по планете в раннем миоцене. К позднему миоцену, примерно 11 миллионов лет назад, представители этого семейства встречались в Евразии, Африке и Северной Америке и были гораздо крупнее большинства современных видов из той же систематической группы. В СНГ их останки обнаружили на Украине. В России, несмотря на ее огромную площадь, до настоящего момента не было известно находок гигантских куньих.

Ситуация изменилась благодаря серии экспедиций от Палеонтологического института в Центрально-Тувинскую котловину, место Таралык-Чер. Там уже несколько десятилетий находят кости млекопитающих. Оценки возраста по останкам грызунов и копытных (их фауна этого времени хорошо изучена) показали, что слой породы, в котором залегает большинство костей, сформировался в середине позднего миоцена. Из него и извлекли фрагменты левой и правой нижней челюстей с зубами, клык с правой нижней челюсти и некоторые другие зубы. Ученые определили их форму, размеры и расположение и на основании этих данных установили, что все эти останки принадлежали представителю семейства куньих, и большинство из них — одному и тому же животному. Оно, судя по всему, погибло еще до наступления половой зрелости. На зубах неизвестного куньего не было следов изнашивания, что еще раз подтверждает его небольшой возраст.

Зубы находки хорошо сохранились, благодаря чему удалось определить его видовую принадлежность. Точные измерения показали, что их обладатель (или обладательница) принадлежали к роду Eomellivora. Сейчас все его представители вымерли, но остался довольно близкий их родственник — медоед (Mellivora capensis), обитающий в Африке и обладающий бесстрашным нравом (он может броситься даже на львов). [ ... ]