В бассейне Енисея обнаружилось множество радиоактивных частиц

Российские исследователи в сотрудничестве с норвежскими коллегами изучили состав радиоактивных частиц в сибирской реке и выяснили, что он отличается удивительным разнообразием.

Ученые из Красноярского научного центра СО РАН, Института геологии и минералогии СО РАН и Норвежского университета наук о жизни провели детальные исследования более 200 радиоактивных частиц, обнаруженных в бассейне реки Енисей в период с 1995 по 2016 год.

Детальный анализ частиц методами сканирующей электронной микроскопии, рентгеновского микроанализа и спектрометрии позволил датировать их появление и сделать предположения об источниках их происхождения.

Так, выяснилось, что наиболее вероятные периоды образования частиц — это 1964—1969, 1972—1975 и 1983—1985 годы. В водах сибирской реки обнаружены частицы, содержащие цезий, стронций, плутоний и америций, ассоциирующиеся с ядерным топливом. А также так называемые активационные частицы, содержащие кобальт и европий. Они связаны с возможной коррозией материалов в ядре реактора и на управляющих стержнях.

Попадая в окружающую среду, в частности в водную экосистему, радиоактивные частицы могут оседать в донных отложениях, их могут переносить течения. В конечном счете они могут представлять точечную опасность для биологических объектов. Авторы исследования планируют продолжать работу и более точно установить возможный вред таких частиц для флоры и фауны реки.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Ранее российские исследователи нашли способ решить проблему накопления радиоактивных отходов и значительно снизить их токсичность.