В апреле стартует первая в России «Космическая лабораторная»

Она продолжит серию «Открытых лабораторных», регулярно проходящих во множестве городов России, Казахстана и ряда других стран.

Организаторы акции по проверке научной грамотности «Открытая лабораторная» в День космонавтики, 12 апреля, проведут первую в России онлайн-викторину, посвященную космосу, астрономии и астрофизике. Принять участие в ней можно будет как дистанционно, так и на одной из двух очных площадок — в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Об этом сообщает сайт «Открытой лабораторной».

Дата проведения выбрана не случайно: именно в этот день в 1961 году человек совершил первый полет вокруг Земли. Годовщина космического полета Юрия Гагарина, которым и по сей день гордится большинство россиян, — наиболее подходящая дата для проверки собственных знаний об устройстве Вселенной и об истории ее изучения с помощью чистой теории, беспилотных аппаратов, животных, растений и бактерий-космонавтов, а также, разумеется, специально подготовленных людей. Организаторы приводят такие примеры вопросов: где граница космоса? Когда выгоднее лететь на Марс? Как звучит космос? Что ближе к столице России: МКС или Петербург?

«Космическая» викторина проводится в первую очередь в интернете, но россиянам будут доступны и две офлайн-площадки. «Планетарий № 1» в Санкт-Петербурге примет желающих написать «лабораторную» 11 апреля в 19:00. А в Ростове-на-Дону в Донском государственном техническом университете ее можно будет сдать 12 апреля в 14:00.

Руководить мероприятием в Санкт-Петербурге и разбирать задания после «лабораторной» будет астрофизик Юрий Ковалев, член-корреспондент РАН, председатель совета по науке Минобрнауки, руководитель научной программы международного космического проекта «Радиоастрон», заведующий лабораториями в ФИАН и МФТИ. А ростовчанам правильные ответы и научное шоу покажет Алексей Иванченко, заведующий лабораторией физики Политехнического музея.

Проверить свои знания смогут желающие любого возраста и с любым уровнем образования — от школьников до докторов наук. Более того, предыдущие, не связанные с космосом мероприятия показали, что нередко на вопросы о современной науке успешнее всех отвечают подростки.

«Космическая лабораторная» 11 и 12 апреля не единственное мероприятие в серии в этом году. 20 ноября также пройдет глобальная просветительская акция, приуроченная к 20-летию со дня запуска Международной космической станции.

«Радиоастрон» разглядел источники гигантских галактических мазеров

Поток газа создал в более чем двух тысячах световых лет от Земли естественные микроволновые аналоги лазеров, превосходящие размером Солнце.

Российский космический телескоп «Радиоастрон» совместно с наземными радиотелескопами позволил астрономам обнаружить вихревые дорожки в области Цефей А, генерирующие интенсивное когерентное микроволновое излучение. Оба обнаруженных космических мазера относятся к водяным, то есть излучают на той же линии, что и разогретый водяной пар. Температура излучения от вновь найденных источников достигает сотен триллионов градусов. Наблюдения «Радиоастрона» впервые позволили понять природу этого необычного явления. Соответствующая статья опубликована в The Astrophysical Journal.

Космические мазеры — это естественные источники вынужденного согласованного микроволнового излучения, связанного с какими-либо астрономическими объектами, например молекулярными облаками (больше известны как звездные колыбели). Чаще всего мазер возникает в газе с инверсной (обратной) населенностью энергетических уровней. Обычно в любом газе молекулы и атомы распределяются по энергетическим уровням, при этом на верхнем их меньше, а на нижнем больше. При инверсной населенности ситуация строго обратная. В этом случае возникает неравновесное состояние, при котором число частиц на верхних энергетических уровнях (в возбужденном состоянии) больше, чем на нижних.

Если в такую среду попадает фотон с энергией, соответствующей разности энергий между энергетическими уровнями частиц, то он вызывает процесс их перехода с верхнего на нижний уровень. В ходе этого процесса высвобождается энергия. Чтобы избавиться от нее, частицы испускают когерентные (согласованные) фотоны — почти точную копию тех, что попали в этот газ ранее. В итоге возникает лавинообразное усиление излучения — точно как в лазере. Однако излучают молекулярные облака не в видимом диапазоне, как лазеры, а в микроволновом, поэтому их и называют мазерами.

В межзвездном газе инверсная населенность энергетических уровней наблюдается в протозвездных и протопланетных дисках, областях звездообразования, оболочках эволюционировавших звезд, остатках сверхновых и в окрестностях сверхмассивных черных дыр в других галактиках. При этом наиболее сильное излучение наблюдается в линиях воды (H2O), метанола (CH3OH) и оксида кремния (SiO). Так происходит потому, что эти области межзвездного газа постоянно получают энергию от накачки внешним излучением — например, от молодой звезды. [ ... ]

Российский десятиклассник открыл уникальную переменную звезду

Обнаруженное им светило «роняет» свою яркость до нуля каждые пару часов, что очень большая редкость среди известных звезд.

Российские астрономы, используя снимки австралийской сети телескопов, открыли весьма необычную «взрывную» переменную звезду. Впоследствии выяснилось, что на самом деле это пара из обычной звезды и белого карлика. Расстояние между этими объектами таково, что период их обращения вокруг общего центра масс занимает всего лишь около двух часов. Таких астрономических объектов известно крайне мало, поэтому новое открытие позволит лучше изучить и понять это довольно редкое явление. Первый автор работы — школьник из города Рубцовска (Алтайский край), что делает новое открытие вдвойне необычным. Соответствующая статья опубликована в Peremennye Zvezdy (Variable Stars).

На самом деле переменную яркость имеют практически все звезды. Жители Земли не замечают переменности Солнца главным образом потому, что его излучение варьирует на 0,1 процента. Но уже ближайшая к нам другая звезда — проксима Центавра, как недавно было установлено, может поднять свою яркость в ультрафиолетовом диапазоне в 20 раз за считанные десятки секунд, а потом снова «уронить» ее до нормальных значений.

Однако есть светила, меняющие свою наблюдаемую светимость куда сильнее красных карликов типа проксимы Центавра. Так называемые переменные звезды меняют ее на десятки процентов за сравнительно короткое время. Но и среди них выделяются катаклизмические переменные звезды — те, у кого яркость может упасть до нуля за считанные часы, а иной раз — и минуты.

Авторы новой статьи сообщают об открытии голубой затменной переменной звезды Dan V1 в созвездии Стрельца. Она состоит из двух звезд, вторая из которых — белый карлик. Периодически одно из светил проходит между наблюдателями с Земли и вторым объектом, позволяя астрономам наблюдать затмение, во время которого светимость Dan V1 резко падает. [ ... ]