В Африке впервые нашли следы гигантских динозавров

Палеонтологи из Великобритании, Бразилии и ЮАР обнаружили на юге Африки следы огромного плотоядного динозавра, что стало первым подтверждением существования этих гигантских хищников на африканском континенте.

Тероподы — один из подотрядов динозавров, которые получили свое название из-за их специфического метода передвижения — на задних лапах. Самый известный гигантский теропод — прославленный кинематографом Tyrannosaurus rex. Тероподы появились на Земле около 230 млн лет назад и просуществовали более 150 млн, пока не вымерли во время мел-палеогенового вымирания около 66 млн лет назад. Как считалось ранее, тероподы в начале своего появления были сравнительно небольшого размера, не превышая пяти метров в длину. Они начали сильно увеличиваться и превращаться в гигантских хищников во время мелового периода, который начался 145 млн лет назад. Новая находка на юге Африки заставляет пересмотреть это убеждение.

В районе долины Рома, находящейся в Лесото, в отложениях формации Эллиот, команда палеонтологов обнаружила большие окаменелые следы неизвестного ранее гигантского теропода. Найденные следы были трехпалыми и достигали в длину более 50 см. Возможно, животное шло на водопой, так как в этой местности 200 млн лет назад протекал ручей. Новый вид динозавра ученые отнесли к мегатероподам и дали ему название Kayentapus ambrokholohali. По оценкам палеонтологов, этот теропод проживал на территории Африки, которая тогда была частью древнего континента, Гондваны, около 200 млн лет назад. И это стало одним из главных открытий, так как считалось, что гигантские тероподы начали появляться значительно позже.

По словам ученых, африканский гигант, чьи следы были найдены в Лесото, обитал в то время вместе с другими динозаврами — растительноядными и более мелкими хищниками, следы которых найдены в тех местах, и находился на самой вершине пищевой цепи. Длина его тела составляла около девяти метров. То есть он был немногим меньше «короля» тероподов — Tyrannosaurus rex, который достигал в длину 12 метров. Крупнее Kayentapus ambrokholohali на юге Гондваны никого не было, и это первые следы большого теропода в той местности.

«Наши результаты показывают, что очень большие тероподы появились в летописи окаменелостей на юге Африки гораздо ранее среднеюрского периода, как в настоящее время предполагается на основе имевшихся находок. Появление мегахищников в раннем юрском периоде представляет большой интерес и предвосхищает эволюционный процесс, приведший к появлению других гигантов — аллозавра, спинозавра и тираннозавра», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Ранее ученые из Китая и Канады описали новый вид динозавра — с перьями, как у современных птиц.

Палеонтологи описали яйцо западносибирского динозавра

Палеонтологи Санкт-Петербургского университета обнаружили яйцо динозавра, жившего в Западной Сибири около 120 миллионов лет назад. Это всего лишь вторая такая находка, сделанная в России, и первая, которая была здесь изучена и классифицирована.

14 ноября 2017 года палеонтолог СПбГУ Павел Скучас и его коллеги представили уникальное яйцо участникам и гостям открытого «Science-ланча».

Яйца динозавров рассматриваются палеонтологами как ихнофоссилии — следы жизнедеятельности ископаемых организмов. Подобно классификации биологических видов, для ихнофоссилий существует собственная система таксонов. Так, в систематике яиц используются понятия «оосемейства», «оорода» и «оовида». Находка, описанная учеными из СПбГУ совместно с коллегами из Томского государственного университета и Палеонтологического института им. Борисяка РАН, отнесена к прежде неизвестному — тринадцатому — оовиду оорода Prismatoolithus.

Найти его удалось еще в 2008 году в Кемеровской области, близ села Шестакова. Здесь, на берегу реки Кия расположен известный Шестаковский комплекс раннемеловых позвоночных («Шестаково-3»), который исследуется еще с 1950-х годов. Там сделано немало интересных находок, включая несколько полных скелетов пситтакозавров, останки гигантских зауропод, хищных теризинозавров и ранних млекопитающих. Яйцо диаметром всего лишь около трех сантиметров займет достойное место в этом ряду.

Толщина его оболочки составляет всего 0,3−0,33 сантиметра, однако сохранилась она великолепно, так что даже непрофессионал определит находку по характерной яйцевидной форме. В ней идентифицируются три слоя, толщины которых относятся как 1:3:0,6. Палеонтологи отнесли находку к оороду Prismatoolithus, к новому оовиду Prismatoolithus ilekensis. Они предполагают, что яйцо было отложено мелким представителем теропод. [ ... ]

Обнаружена новая сохранившаяся тушка пещерного львенка

В сентябре 2017 года в Абыйском муниципальном районе (Якутия) у притока реки Тирехтях обнаружили целое замороженное тело пещерного львенка, а 9 ноября сотрудники Академии наук Республики Саха показали находку общественности.

Животное обнаружили в ходе запланированных работ по поиску костей мамонта в начале осени 2017 года на берегу одного из ручьев близ реки Тирехтях, когда уровень воды снизился. Тело львенка тут же поместили в холод, чтобы сохранить в неизменном состоянии. У львенка сохранились все конечности, голова и туловище. Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что это пещерный лев (Panthera leo spelaea). Эти крупные кошки жили на территории нынешней Якутии 300—15 тысяч лет назад.

Пол и возраст животного пока неизвестен. Ясно только, что оно старше львят Уяна и Дины, обнаруженных в том же районе в 2015 году. Об этом свидетельствует более крупный размер недавно найденной особи. Также некоторое время невозможно будет ничего сказать о причинах смерти животного. Внешних повреждений на нем нет, а в каком состоянии находятся внутренние органы, покажет компьютерная томография.

О том, каким исследованиям подвергнется тушка львенка, рассказал руководитель отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия) Альберт Протопопов:

«Анатомо-морфологические исследования, которые расскажут об анатомии животного и состоянии внутренних органов, радиоуглеродную датировку проведем в Японии. В проведении генно-молекулярных исследований и изучении ДНК вымерших животных мы обычно сотрудничаем с Калифорнийским университетом (США, г. Санта-Круз), как будет на этот раз, еще не знаю. Радиоизотопные исследования, возможно, будут проводиться в Германии. Они позволят узнать о диете львенка, путях миграции пещерных львов и о климатических условиях, в которых они существовали». [ ... ]

Найден древний родич жирафов с самой длинной историей

Испанские палеонтологи описали новый вид в семействе жирафовых, найдя хорошо сохранившийся скелет при раскопках пород возрастом 11 млн лет. Представители этого вида вымерли относительно недавно, по палеонтологическим меркам.

Расцвет семейства жирафовых, которое сейчас представлено лишь жирафами и окапи, пришелся на поздний миоцен — примерно 11 млн лет назад. Известно около тридцати видов этого семейства, однако эволюция большинства из них из-за недостатка палеонтологического материала до сих пор воссоздана не была.

Особенно много о развитии жирафовых может рассказать их череп, поскольку на нем формируются «рожки» — оссиконы, а их положение и форма различаются у разных видов. От рогов оленей — семейства, близкого к семейству жирафовых, — оссиконы отличаются тем, что их «каркасом» служит окостеневший хрящ, а не кость, как у оленьих. Кроме того, этот хрящ остается покрытым кожей, тогда как у оленьих кость со временем обнажается.

Череп и хорошо сохранившийся скелет представителя жирафовых были обнаружены в 2007 году в предместьях Мадрида при разработках сепиолита. Палеонтологи пришли к выводу, что перед ними не описанный ранее вид жирафовых, которому дали имя Decennatherium rex.

Чтобы прояснить родословную найденного животного, исследователи выбрали 111 признаков строения черепа, зубов, челюстей и костей туловища с конечностями и сравнили их с данными, описанными для других видов семейства жирафовых (всего 31 вид). Результаты сформировали древо, где соседними «ветвями» были наиболее похожие друг на друга виды. Таким образом, была видна эволюция всего семейства жирафовых. [ ... ]