Установлен возраст окаменелых останков пещерного льва, найденного на Чукотке

Комплексный анализ окаменелых останков пещерного льва, обнаруженных на Чукотке в 2008 и 2009 году, позволил установить их возраст, а также индивидуальные особенности конкретного индивида и его рацион.
Международная группа ученых провела исследование неполного (67 фрагментов) скелета пещерного льва, найденного на западе Чукотки местными жителями. Это первый скелет этого вида (Panthera spelaea), найденный на территории России. Работа ученых опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.

Исследование включало в себя две части: биологическую и физическую. Изучением отдельных костей, их классификацией и сравнением занималась научная группа палеобиологов из ИЭЭ РАН (Институт экологии и эволюции РАН), БПИ ДВО РАН (Биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения РАН); скелет был предоставлен музеем «Ледниковый период» в Москве. Радиоуглеродное датирование было реализовано австралийской группой на базе ANSTO (Australian Nuclear Science and Technology Organisation – Австралийская организация по ядерной науке и технологиям).

По обнаруженным костям была установлен предполагаемый возраст скелета — около 61 000 лет. Аналогичное исследование клочка шерсти, обнаруженного там же, указывает на меньший возраст — около 28 700 лет. Такие расхождения ставят под вопрос принадлежность всех останков к одной особи. С помощью изотопного анализа также был составлен предположительный рацион пещерного льва. Вопреки ожиданиям, в нем не оказалось северных оленей и мамонтов, в основном — крупные копытные: лошади и бизоны. Находки полных скелетов редки в России, поэтому данная работа крайне важна для понимания региональных особенностей и распространения вида. По словам одного из авторов работы Владимира Левченко, ученым повезло, что скелет был обнаружен в вечной мерзлоте и хорошо сохранился.

Пещерный лев назван так потому, что большое количество его ископаемых останков находят в пещерах. Этот вид существовал во времена неандертальцев и является одним из «героев» произведений доисторического наскального искусства.