Уровень интеллекта определяется размером черепных отверстий

Ученые из Австралии предложили теорию взаимосвязи уровня когнитивных способностей и размера черепных отверстий, через которые проходят артерии, снабжающие мозг кровью. Предполагается, что их диаметр определяет скорость метаболизма головного мозга.
Исследователи из Университета Аделаиды (Австралия) выяснили, что диаметр артерий зависит от гемодинамики (линейной скорости кровотока). Если она достаточно быстрая, то артерии расширяются, если медленная — сужаются.

Артерии проходят через основание черепа, поэтому, измерив диаметр этих отверстий, можно узнать быстроту кровообращения и, следовательно, скорость метаболизма в мозгу. Чем выше скорость мозговых обменных процессов, тем больший потенциал интеллектуальных способностей имеется у человека, сообщается в Phys.org.

Ученые провели ряд экспериментов на двух группах животных (сумчатых и приматах), результаты которых опубликованы в Journal of Experimental Biology. И у первой, и у второй группы увеличение объема мозга вследствие эволюции было пропорционально увеличению размера тела, но скорость кровотока была неодинакова и не зависела от объема самого органа. У приматов скорость кровотока была быстрее, чем у сумчатых на 280%, что предвосхитило предположения ученых.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что разница между приматами и другими млекопитающими состоит не в размере самого мозга, а в скорости мозговых обменных процессов, которая связана с эволюционным усложнением социального поведения.

Основание черепа имеет большое количество отверстий, через которые проходят сосуды, нервы и артерии. Кровоснабжение мозга осуществляется двумя внутренними сонными артериями, которые обеспечивают около 70—85% притока крови, и двумя позвоночными артериями, снабжающими кровью задние отделы мозга.