Уровень воды в Мировом океане поднимается все быстрее

Американские метеорологи, исследователи моря и эксперты НАСА рассчитали ускорение, с которым меняются годовые темпы подъема среднего уровня Мирового океана. Без учета этих изменений подъем уровня воды к концу века оказывается заниженным в два раза.

За последние 25 лет, по спутниковым данным, средний уровень Мирового океана поднялся на семь сантиметров. Он рос приблизительно по три миллиметра в год. Ученые ожидают, что темпы подъема уровня океанских вод со временем будут ускоряться из-за повышения глобальной температуры и таяния льдов. Приблизительные расчеты по измерениям приливно-отливных явлений подтверждают ожидания, но не дают возможности точно оценить величину ускорения. Спутниковые данные позволяют это сделать, поскольку фиксируют уровень воды на открытом пространстве, а не в прибрежной зоне.

Исследователи анализировали данные со спутников TOPEX/Poseidon, Jason 1,2 и 3 для топографических исследований моря. По измерениям высоты за двадцать пять лет ученые рассчитали ускорение, с которым менялись годовые темпы подъема среднего уровня Мирового океана. Оно составило 0,084 мм/г². В расчетах ученые учли и извержение вулкана Пинатубо, которое произошло незадолго до запуска спутника TOPEX/Poseidon, и эффекты климатического явления Эль-Ниньo.

Ученые рассчитали также и уровень ошибки, которая включает в себя инструментальные погрешности, а также изменчивость среднего уровня Мирового океана в течение года и в течение десятилетий. Рассчитанное учеными значение ускорения подтверждается данными на основе гравитации.

С учетом полученного ускорения в темпах подъема воды к 2100 году средний уровень Мирового океана поднимется на 654±119 мм, что соответствует самому жесткому из сценариев, предложенных Межправительственной группой экспертов по изменению климата.

Другими словами, уровень Мирового океана на рубеже XXI и XXII веков, рассчитанный с учетом ускорения, в два раза выше, чем по прогнозам, в основе которых лежит современный годовой темп подъема уровня Мирового океана. Вместе с тем если изменятся факторы, лежащие в основе прогноза, например льды станут таять активнее, чем за последние 25 лет, то подъем воды будет еще больше. Ученые отмечают, что долговременные прогнозы проигрывают по надежности прогнозам на 10 или 25 лет, которые, в свою очередь, сложнее составить из-за их большей чувствительности к колебаниям климата и извержениям вулканов.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Напомним, по данным ученых из Института космических исследований Годдарда NASA в Нью-Йорке, 2017 год стал вторым самым жарким годом начиная с 1880 года.

Глобальное потепление продолжается, подтверждает NASA

По данным ученых из Института космических исследований Годдарда NASA в Нью-Йорке, 2017 год стал вторым самым жарким годом, начиная с 1880 года.

В целом среднегодовая температура поверхности планеты повысилась примерно на два градуса Фаренгейта (0,9 градуса Цельсия) в течение последнего столетия, что вызвано в основном выбросами углекислого газа в атмосферу. 2017 год был третьим подряд, когда средняя температура была более чем на 1,8 градуса Фаренгейта выше уровней конца XIX века.

В новом исследовании ученые постарались максимально объективно оценить среднегодовую температуру, исключив из расчетов все факторы погрешности. К ним относятся, например, колебания температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана: Эль-Ни́ньо — фаза Южной осцилляции, в которой область нагретых приповерхностных вод смещается к востоку, что сопровождается повышением температуры в этой части океана, и Ла-Нинья — фаза Северной осцилляции, в которой температура этой части океана, наоборот, снижается. Осцилляции происходят с характерным периодом от трех до восьми лет.

2015 и 2016 годы прошли под влиянием Южной осцилляции Эль-Ниньо, которая вызвала некоторое увеличение среднегодовых температур. Однако даже без Эль-Ниньо — и с Ла-Нинья, которая началась в самом конце года, — среднегодовые температуры 2017 года попадают в промежуток между значениями 2015 и 2016 годов.

Ученые разработали модель, которая позволяет статистически удалить влияние Эль-Ниньо и Ла-Нинья из результатов. В финальных данных за 2017 год влияние этих осцилляций не учитывается. [ ... ]

Глобальное потепление разблокирует запасы углерода в вечной мерзлоте

Международная команда, в которую входят ученые из России, обнаружила, что заметное потепление климата на планете и таяние в северных широтах вечной мерзлоты запустит цепную реакцию, результатом которой станет значительный выброс углерода в атмосферу.

Запасы органического углерода в почве в три раза больше, чем в атмосфере, и удерживаемый почвами углерод играет важную роль в регулировании климата на планете. Его резкое высвобождение повлечет сильные климатические изменения, связанные с увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере. Ранее ученые исследовали в основном почвенный углерод, находящийся в тропиках и умеренных широтах. Но открытия последних лет показали, что в почвах, скованных вечной мерзлотой, содержится гигантское количество почвенного углерода — около 50% от общего количества, около 1300 гигатонн.

В новой работе команда ученых проанализировала, что будет со всем этим углеродом при глобальном потеплении. Они обнаружили, что таяние вечной мерзлоты запустит цепную биологическую реакцию, в результате которой скованный мерзлотой углерод начнет высвобождаться.

Химический анализ северных почв показал, что в них содержится совсем небольшое количество нейтральных сахаров, продуктов жизнедеятельности микробов и, напротив, много производных лигнина. Лигнин — вещество растительного происхождения, входящее в состав растительных клеток, устойчивое к переработке микробами. Для его деградации необходимо наличие кислорода и специализированные микроорганизмы, актинобактерии и другие. Это соотношение лигнина и нейтральных сахаров показывает, что сейчас органическое вещество надежно заблокировано в мерзлоте и недоступно для микробов.

Но, как говорят ученые, все может измениться с таянием вечной мерзлоты. Доступ кислорода и изменение влажности приведут к деградации лигнина. В результате этого в почве будут накапливаться сахара растительной природы, а это подходящий субстрат для микробного разложения. Конечным итогом этих процессов станет высвобождение большого количества углерода в атмосферу, который еще более усилит парниковый эффект. [ ... ]

Тулмозеро раскрыло обстоятельства «великой кислородной революции»

Как оказалось, уже на ранних этапах «кислородной катастрофы» концентрация этого газа в атмосфере была довольно высока.

Международная группа исследователей, среди которых были ученые из Института геологии Карельского научного центра РАН, изучили солевые отложения, образовавшиеся в районе карельского Тулмозера 2,3—1,6 миллиардов лет назад. Оказалось, что они указывают на довольно высокую концентрацию кислорода на планете уже около двух миллиардов лет назад. Более того, она сравнительно быстро росла. Соответствующая статья опубликована в Science.

Около 2,4 миллиарда лет назад в нижних слоях атмосферы Земли начал в заметных количествах появляться кислород. Из-за этого на планете случилась «великая кислородная катастрофа» — состав доминирующих на ее поверхности организмов начал радикально меняться. До этого среди них господствовали анаэробные одноклеточные, но теперь их начали вытеснять аэробные. Вслед за появлением такого мощного окислителя, как кислород, появились и многоклеточные, которые со временем начали быстро прогрессировать, вышли на сушу и заселили всю планету. До этого события Земля мало напоминала нынешнюю — например, небо из-за другого состава атмосферы даже не было голубым. Масштаб «великой кислородной революции» обуславливает серьезный научный интерес к ее причинам и деталям. Однако до сих пор понять, как именно появился в воздухе кислород — сразу в больших количествах или понемногу и в очень малых, было практически невозможно.

Авторы работы решили восполнить этот пробел. Для этого они исследовали 800-метровый слой эвапоритов из окрестностей Тулмозера с помощью различных методов — от изучения в рентгеновских лучах до изотопного анализа. Эвапоритами называют породы, остающиеся при испарении большой массы морской воды. Соленая вода содержит немало сульфатов, кислород в которых в конечном счете берется из воздуха. В настоящий момент кислорода, связанного в морских сульфатах, примерно вдвое больше, чем его находится в воздухе планеты. Изучив содержание таких сульфатов в отложениях древностью в 2,3—1,6 миллиардов лет, можно примерно понять, насколько был распространен кислород в атмосфере тех времен.

Выяснилось, что уже два миллиарда лет назад в морской воде сульфатов содержалось около 10 ммоль/кг (в сегодняшнем Мировом океане их 28 ммоль/кг). Однако их окислительное воздействие было не в 2,8 раза меньше современного, а почти в пять раз слабее (с ростом концентрации сульфатов оно меняется нелинейно). [ ... ]