Уровень воды в Мировом океане поднимается все быстрее

Американские метеорологи, исследователи моря и эксперты НАСА рассчитали ускорение, с которым меняются годовые темпы подъема среднего уровня Мирового океана. Без учета этих изменений подъем уровня воды к концу века оказывается заниженным в два раза.

За последние 25 лет, по спутниковым данным, средний уровень Мирового океана поднялся на семь сантиметров. Он рос приблизительно по три миллиметра в год. Ученые ожидают, что темпы подъема уровня океанских вод со временем будут ускоряться из-за повышения глобальной температуры и таяния льдов. Приблизительные расчеты по измерениям приливно-отливных явлений подтверждают ожидания, но не дают возможности точно оценить величину ускорения. Спутниковые данные позволяют это сделать, поскольку фиксируют уровень воды на открытом пространстве, а не в прибрежной зоне.

Исследователи анализировали данные со спутников TOPEX/Poseidon, Jason 1,2 и 3 для топографических исследований моря. По измерениям высоты за двадцать пять лет ученые рассчитали ускорение, с которым менялись годовые темпы подъема среднего уровня Мирового океана. Оно составило 0,084 мм/г². В расчетах ученые учли и извержение вулкана Пинатубо, которое произошло незадолго до запуска спутника TOPEX/Poseidon, и эффекты климатического явления Эль-Ниньo.

Ученые рассчитали также и уровень ошибки, которая включает в себя инструментальные погрешности, а также изменчивость среднего уровня Мирового океана в течение года и в течение десятилетий. Рассчитанное учеными значение ускорения подтверждается данными на основе гравитации.

С учетом полученного ускорения в темпах подъема воды к 2100 году средний уровень Мирового океана поднимется на 654±119 мм, что соответствует самому жесткому из сценариев, предложенных Межправительственной группой экспертов по изменению климата.

Другими словами, уровень Мирового океана на рубеже XXI и XXII веков, рассчитанный с учетом ускорения, в два раза выше, чем по прогнозам, в основе которых лежит современный годовой темп подъема уровня Мирового океана. Вместе с тем если изменятся факторы, лежащие в основе прогноза, например льды станут таять активнее, чем за последние 25 лет, то подъем воды будет еще больше. Ученые отмечают, что долговременные прогнозы проигрывают по надежности прогнозам на 10 или 25 лет, которые, в свою очередь, сложнее составить из-за их большей чувствительности к колебаниям климата и извержениям вулканов.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Напомним, по данным ученых из Института космических исследований Годдарда NASA в Нью-Йорке, 2017 год стал вторым самым жарким годом начиная с 1880 года.