Все новости

Уральские инженеры собрали самую маленькую турбину

Инженеры Уральского федерального университета создали самую маленькую в мире паровую турбину, работающую без масла. Она может использовать пар от больших турбин и снижать таким образом потери энергии.

Турбина — это механизм, преобразующий кинетическую энергию пара, газа или воды в механическую работу на валу. Пар, вода или газ воздействуют на лопатки турбины, закрепленные на роторе, что приводит их в движение, генерирующее электричество.

Турбина ПТМ-30 имеет диаметр всего полметра и мощность 30 киловатт (существующие малые турбины имеют мощность от 100 киловатт). По словам замдиректора медиацентра УрФУ Дмитрия Бенеманского, она в отличие от зарубежных аналогов работает без топливного масла. Это позволяет свести риск возгорания к минимуму, а отсутствие у турбины редуктора снижает уровень шума.

По словам Сергея Сарапулова, директора Уральского энергетического института УрФУ, которого цитирует пресс-служба, в будущем турбина сможет заменить широко востребованные в промышленности импортные турбины и снизить негативное воздействие на экологию. Также он отметил, что изобретение позволит самостоятельно вырабатывать электроэнергию, причем не только на предприятиях, но и в жилых домах.

«Для обогрева среднего коттеджа площадью 300 квадратных метров нужно порядка 15−20 киловатт электрической энергии. Это фактически либо это один большой дом, либо два небольших», — сказал Сарапулов.

Как пояснил Бенеманский, такая малая турбина работает только в комплекте с большой: она использует остатки пара от больших турбин и таким образом помогает экономить энергию. Экономия зависит от количества избыточного пара и мощности всего агрегата, но примерно составляет 300 квт/час.

Использовать турбину можно на химических, фармацевтических заводах, металлургических предприятиях — внедрение позволит утилизировать избыточный пар с экономической выгодой. У УрФУ имеется план по внедрению турбины в малых котельных.

Турбина ПТМ-30 — результат совместной работы инженеров Уральского энергетического института, «Уралвагонзавода» и электротехнического альянса «Элта», над разработкой они трудились пять лет.

Подробнее о разработках российских ученых в сфере газотурбинных двигателей смотрите на «Чердаке».