Под землей скрывается огромный «океан» бактерий и архей. По оценкам ученых, общая масса жизни в недрах Земли в 300 раз больше, чем масса всех людей на планете

Ученые из международной коллаборации Deep Carbon Observatory сообщили о результатах своей работы по исследованию жизни в недрах Земли. Результаты работы, которая велась с 2007 года, показали, что глубоко под землей существует жизнь, распространенная по всей планете.

Ученые обобщили данные почти 200 исследований о пробах с глубины 2,5 км в океанах и 5 км на материках и примерно оценили количество подземной биомассы. По их прикидкам вышло, что организмы, которые живут на глубине, весят от 15 до 23 миллиардов тонн в совокупности, что в среднем в 300 раз больше, чем весят все люди на планете, или столько же, сколько 120 миллионов голубых китов (популяция голубых китов на Земле сейчас составляет около 10 тысяч особей). Это, ни много ни мало, примерно ⅓ от всей биомассы нашей планеты. Количество живых клеток всей этой живой горы — от 2 до 6×1029, а населяют они пространство объемом от 2 до 2,3 миллиарда км3 — это вдвое больше объема Мирового океана.

Подавляющая часть всей этой астрономической массы приходится на прокариоты — одноклеточные организмы, у которых нет ядра. В основном на глубине живут бактерии и археи, присутствуют и вирусы. Видовое разнообразие подземных микробов, как считают ученые, при этом не уступает тому, что есть среди их собратьев, живущих на поверхности, а то и превосходит его. Образцы, взятые в разных точках Земли, показали, что повсеместно под поверхностью планеты живут в основном одни и те же группы, причем некоторые из них встречаются в самых неожиданных местах.

Так, исследование 2015 года в рамках все той же коллаборации показало, что бактерии, найденные на глубине 2,5 км подо дном северо-западной части Тихого океана, больше похожи на микробиоту, которая живет в заурядных лесных почвах, а не на тех бактерий, что живут на дне все того же Тихого океана.  При этом надо отметить, что и живут они в основном в слоях, богатых лигнитом, то есть окаменевшими остатками деревьев.

То, в чем живут эти микробы, десятки миллионов лет назад было лесом.

Условия для жизни на огромной глубине экстремальные — температура доходит до 70 ℃, а источники энергии очень скудны. Анализ биохимии в образцах показал наличие ферментов, которые используются микробами, вырабатывающими метан в безвоздушной среде. Точно сказать, чем питаются обитатели недр, пока нельзя, но скорее всего это какая-то смесь из серосодержащих пород и остатков мертвых микробов.

Подытоживают свой отчет ученые вопросами, у которых пока нет ответа — как жизнь перемещается в недрах Земли и как она туда вообще попала? А может, она там и зародилась? Чем же все-таки питаются микроорганизмы, которые живут на глубине в несколько километров при температурах около точки кипения воды? Как на жизнь на поверхности Земли влияют организмы, обитающие глубоко в ее коре?

Ответы на них особенно важны в свете поиска жизни на других планетах, например на Марсе. Его поверхность вряд ли может быть обитаема из-за высокой концентрации перхлоратов, но, возможно, есть шансы найти что-то живое на большей глубине?