Под землей скрывается огромный «океан» бактерий и архей

По оценкам ученых, общая масса жизни в недрах Земли в 300 раз больше, чем масса всех людей на планете

Ученые из международной коллаборации Deep Carbon Observatory сообщили о результатах своей работы по исследованию жизни в недрах Земли. Результаты работы, которая велась с 2007 года, показали, что глубоко под землей существует жизнь, распространенная по всей планете.

Ученые обобщили данные почти 200 исследований о пробах с глубины 2,5 км в океанах и 5 км на материках и примерно оценили количество подземной биомассы. По их прикидкам вышло, что организмы, которые живут на глубине, весят от 15 до 23 миллиардов тонн в совокупности, что в среднем в 300 раз больше, чем весят все люди на планете, или столько же, сколько 120 миллионов голубых китов (популяция голубых китов на Земле сейчас составляет около 10 тысяч особей). Это, ни много ни мало, примерно ⅓ от всей биомассы нашей планеты. Количество живых клеток всей этой живой горы — от 2 до 6×1029, а населяют они пространство объемом от 2 до 2,3 миллиарда км3 — это вдвое больше объема Мирового океана.

Подавляющая часть всей этой астрономической массы приходится на прокариоты — одноклеточные организмы, у которых нет ядра. В основном на глубине живут бактерии и археи, присутствуют и вирусы. Видовое разнообразие подземных микробов, как считают ученые, при этом не уступает тому, что есть среди их собратьев, живущих на поверхности, а то и превосходит его. Образцы, взятые в разных точках Земли, показали, что повсеместно под поверхностью планеты живут в основном одни и те же группы, причем некоторые из них встречаются в самых неожиданных местах.

Так, исследование 2015 года в рамках все той же коллаборации показало, что бактерии, найденные на глубине 2,5 км подо дном северо-западной части Тихого океана, больше похожи на микробиоту, которая живет в заурядных лесных почвах, а не на тех бактерий, что живут на дне все того же Тихого океана.  При этом надо отметить, что и живут они в основном в слоях, богатых лигнитом, то есть окаменевшими остатками деревьев.

То, в чем живут эти микробы, десятки миллионов лет назад было лесом.

Условия для жизни на огромной глубине экстремальные — температура доходит до 70 ℃, а источники энергии очень скудны. Анализ биохимии в образцах показал наличие ферментов, которые используются микробами, вырабатывающими метан в безвоздушной среде. Точно сказать, чем питаются обитатели недр, пока нельзя, но скорее всего это какая-то смесь из серосодержащих пород и остатков мертвых микробов.

Подытоживают свой отчет ученые вопросами, у которых пока нет ответа — как жизнь перемещается в недрах Земли и как она туда вообще попала? А может, она там и зародилась? Чем же все-таки питаются микроорганизмы, которые живут на глубине в несколько километров при температурах около точки кипения воды? Как на жизнь на поверхности Земли влияют организмы, обитающие глубоко в ее коре?

Ответы на них особенно важны в свете поиска жизни на других планетах, например на Марсе. Его поверхность вряд ли может быть обитаема из-за высокой концентрации перхлоратов, но, возможно, есть шансы найти что-то живое на большей глубине?

Фрагмент спуска по скважине инструмента для забора грязи со дна Мёрсера Nature Newsteam / Youtube

На дне подледного озера в Антарктиде нашли мертвых тихоходок и живых бактерий

В озере Мёрсер обнаружили останки тихоходок и грибов. По-видимому, они попали сюда во время последних потеплений

Корреспондентам из журнала Nature стали известны новейшие результаты исследования подледного озера Мёрсер. Пробурившись сквозь километровый слой льда, ученые нашли в грязи на дне озера останки диатомовых водорослей, панцири ракообразных и трупы тихоходок. Но были в образцах и живые организмы: бактерии и какие-то нитевидные организмы, возможно, растительной природы.

Озеро Мёрсер находится в Антарктиде, примерно в 250 километрах от берега моря Росса. Озеро, открытое в 2007 году, замуровано на глубине 1000 метров под поверхностью антарктического ледяного щита. В декабре 2018 года экспедиция американских ученых в рамках проекта SALSA (Subglacial Antarctic Lakes Scientific Access — «научный доступ к подледным антарктическим озерам») пробурила километр льда и взяла образцы грязи со дна водоема.

Участники экспедиции поместили грязь под объектив микроскопа и обнаружили в ней какие-то вытянутые структуры, похожие на части грибов или растений. Собеседник Nature, эколог Байрон Адамс, который исследовал образцы, никак их не определил, но сказал, что видел подобное в Антарктиде раньше, только под открытым небом, а не на глубине тысячи метров подо льдом. Кроме этих нитей ученый увидел останки тихоходок и экзоскелетов ракообразных, также виденных им ранее в Сухих долинах Мак-Мёрдо — области Антарктиды, свободной ото льда, которая находится примерно в 800 километрах от озера Мёрсер, на берегу моря Росса.

Если в бактериях, живущих за счет поедания того, что осталось от диатомовых водорослей, нет ничего странного, то находка тихоходок и фрагментов грибов ученых удивила. По мнению исследователей, «водяные медведи» попали в озеро подо льдом во время потеплений — 10 или 120 тысяч лет назад, когда во время потепления Трансантарктические горы, хребет, который проходит в 50 км от озера, были свободны ото льда. Возможно, подледные реки тогда смыли животных в озеро или же после наступления холода ледник утащил их туда, где теперь находится Мёрсер. По словам Адамса, это тот случай, когда биологи могут помочь гляциологам в датировке важных климатических событий прошлого. [ ... ]

Пищевой сахар морит голодом бактерию худобы

Глюкоза и фруктоза подавляют ее способность усваивать сложные сахара

Ученые из Йельского университета показали, как простые углеводы меняют микрофлору кишечника. Для этого они провели эксперимент на мышах и разобрались, как диета с большим количеством фруктозы и сахарозы подавляет размножение бактерии Bacteroides thetaiotaomicron, распространенного микроорганизма, который живет и в кишечнике человека.

Исследования последних лет показывают, что население кишечника сильно влияет на здоровье человека. Важен тут и состав микрофлоры — одни микробы нам нужнее, чем другие. На этот состав, в свою очередь, влияет и то, что мы едим. Поскольку в развитых странах едят все больше простых углеводов (например, в США потребление сахаров за период с 1970 по 2000 год росло примерно на полкило в год на человека), особенно интересно узнать, как они влияют на жизнь в кишечнике.