Ученые из Красноярска предложили способ уменьшить выбросы от тепловых электростанций

Российские и голландские ученые оптимизировали процесс дожигания угля в ТЭЦ, что позволяет снизить количество вредных выбросов на 50% без потери эффективности.

Тепловые электростанции (ТЭЦ) — наиболее распространенный способ получения электроэнергии в России. На 1 января 2017 года суммарная мощность ТЭЦ на территории нашей страны составляла 160,2 Гвт, или 67,8% от суммарной мощности всех электростанций.

В качестве топлива на российских ТЭЦ чаще всего используют уголь, реже природный газ и мазут. В угольных ТЭЦ тепло, выделяемое при горении угля, нагревает паровую смесь, которая двигает турбину электрического генератора. Так как уголь часто содержит в себе различные примеси, при работе ТЭЦ в атмосферу попадает не только углекислый газ, но и ядовитая смесь оксидов азота. Уменьшение таких выбросов — очень важная экологическая задача.

Ранее для этих целей была предложена так называемая схема дожигания топлива: после первичного сжигания основной массы угля в дефиците воздуха его остатки поступают в специальную камеру и там дожигаются при более высокой температуре. В результате такого процесса образуется безвредный молекулярный азот, а количество ядовитых оксидов азота уменьшается. Главный недостаток способа — тепловые потери, то есть снижение суммарной эффективности работы станции.

Ученые из Сибирского федерального университета вместе со своими коллегами из Новосибирского государственного университета и Делфтского технического университета работают над оптимизацией дожигания угля. Они смоделировали этот процесс на компьютере, используя параметры стандартного котла БКЗ-500−140, используемого в том числе на Красноярской ТЭЦ. Были рассчитаны количества выбросов и тепловые потери для разных вариантов приготовления угля: стандартного, измельченного и измельченного и активизированного в специальной мельнице. Наиболее удачным оказался последний способ: он позволяет снизить количество выбросов до 50%, при этом тепловые потери составляют всего 3,3%.

Авторы работы считают, что их метод готов для внедрения на работающих тепловых электростанциях.

Исследование опубликовано в журнале Fuel.

В марте 2017 года специалисты из Международного энергетического агентства выяснили, что выбросы углекислого газа в атмосферу на планете не растут уже три года, несмотря на общемировой рост экономики.

Кишечный паразит разрушает клетки под видом человеческого белка

В новом исследовании британские биологи открыли «секрет успеха» лямблий — кишечных паразитов человека. Оказалось, они выделяют в окружающую среду белки, мимикрирующие под человеческие, которые обманом разрушают клетки кишечника.

С лямблиями человечество «знакомо лично» уже более трехсот лет: впервые их увидел в свой микроскоп Антони ван Левенгук, основоположник научной микроскопии. Это крошечный эукариотический организм (длиной 10—20 микрометров) с четырьмя жгутиками, который не является ни животным, ни растением, ни грибом, то есть относится к протистам. Один из наиболее известных представителей рода — кишечная лямблия, которая паразитирует в человеческом кишечнике, вызывая боли в животе и диарею. По данным ВОЗ, ежегодно лямблиозом заражаются более 200 миллионов человек во всем мире.

В экспериментах ученые изучали секретОм лямблий — совокупность органических и неорганических молекул, которые они выделяют во внешнюю среду. Особенно исследователей интересовали белки лямблий, которые, попадая в кишечник человека, могут взаимодействовать с человеческими клетками. Для этого лямблий выращивали in vitro в питательной среде, а затем растворенные в ней белки анализировали при помощи масс-спектрометрии.

Анализ белковый семейств, которые лямблии выделяют в окружающую среду, показал, что одно из них — тенесцины — очень похоже на человеческое. Это группа белков, которая у человека регулирует клеточную адгезию — способность «прилипать» друг другу и к субстрату. Это необходимо при заживлении ран и формировании тканей: при необходимости тенесцины помогают разрушать клетки и балансируют «склеивающие» белки.

Лямблии под микроскопом. Фото: Suha Al Naimi and Kevin Tyler

Спасти леса можно только совместными усилиями власти и бизнеса

Эксперты из Cтенфордского университета (США) описали плюсы и минусы корпоративных методов борьбы с обезлесением и предложили, как повысить эффективность мер по сохранению лесов.

Тревога общества о снижении биоразнообразия и изменении климата отражается на бизнесе. Частные компании все чаще берут на себя обязательства не сокращать площадь лесов своей деятельностью. По данным экспертов из Стенфордского университета, в марте 2017 года в мире было как минимум 760 общественных проектов по сохранению лесов. Оценивать их эффективность трудно, но важно.

В новой работе ученые сначала разработали типологию инициатив частных компаний по борьбе с обезлесением. Все многообразие проектов исследователи разделили по двум основным критериям: количеству участников и цели инициативы. C числом участников все просто: инициативу проводит либо одна компания, либо группа организаций. Второй критерий — цель — имеет два уровня. На первом компания берет на себя обязательства, а в случае с группой организаций возникает декларация о коллективных устремлениях по спасению лесов.

На втором уровне целью становится разработка определенных кодексов деятельности внутри одной компании или выработке официальных стандартов внутри сектора экономики усилиями группы организаций.

Применяя типологию, ученые оценили эффективность инициатив в зависимости от уровня целей. Цели первого уровня редко имеют эффект сами по себе. Так, по состоянию на 2016 год только 20% фирм-участников Форума потребителей, добровольно принявших на себя обязательства по устойчивому развитию, имели разработанный план действий с системой оценки его реализации. Лучше обстоит дело с эффективностью инициатив, изначально ориентированных на более высокий уровень цели. Введение стандартов в производстве в качестве стимула вместе с санкциями за их неисполнение приводит к сокращению обезлесения в колумбийских Андах, Перу, Камеруне, Чили и Индонезии. [ ... ]

Восточные пумы признаны вымершими

Сотрудники Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных (США) сделали официальное заявление о полном вымирании еще одного вида диких животных — восточной пумы. Ее исключили из Федерального реестра диких животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Восточная пума (Puma concolor cougar) была описана как отдельный вид в 1792 году шотландским натуралистом Робертом Керром, получив свое первоначальное название Felis couguar. Ареалом распространения восточной пумы были обозначены восточные территории североамериканского континента (в т.ч. и Канады), простиравшиеся к северу от Флориды. Некоторое время среди зоологов шел спор, целесообразно ли разделять на два вида южно- и североамериканских пум. И лишь в 2000 году все североамериканские пумы были окончательно классифицированы как один вид.

Масштабное наступление американских фермеров на пуму и среду ее обитания началось в середине XIX века. И, как пишут американские экологи, популяции пум были в значительной степени искоренены на востоке Северной Америки уже к 1870-м годам, а к 1900 году — на Среднем Западе. Исчезновение этих хищников было связано, главным образом, с преследованием фермеров, боявшихся нападения на их скот. Среди других причин — исчезновение привычной среды обитания пум и значительное уменьшение поголовья их естественной добычи — белохвостого оленя.

Восточная пума Puma concolor cougar. Фото: selberg / inaturalist.org