Ученые зарегистрировали нейтрино, исходящие из Земли

Команда исследователей, работающих в Национальной лаборатории Гран-Сассо в Италии, сообщила, что обнаружила нейтрино, исходящие из мантии Земли.
В работе ученые описали нейтрино, примерно половина которых исходила из мантии Земли. Для изучения частиц была создана специальная лаборатория, оснащенная подземным резервуаром, которой заполнен 300 тонн жидкого сцинтиллятора: когда нейтрино пролетает сквозь него, детекторы регистрируют вспышку света. Полученные данные позволили исследователям рассчитать соотношение между нейтрино, исходящими из земной коры и из мантии. Исследование опубликовано в журнале Physical Review D. Полный текст работы также доступен на сайте arXiv.org.

Нейтрино — элементарные частицы почти без массы, поэтому они проходят сквозь материю, очень слабо взаимодействуя с ней. Эти частицы рождаются при радиоактивных распадах и, по мнению авторов новой работы, зарегистрированные ими нейтрино родились при распаде урана-238 или тория-232. Исследователи полагают, что из 77 «пойманных» в коре нейтрино 55 имеют техногенное происхождение. Нейтрино, образующиеся в результате распада радиоактивных элементов внутри Земли, могут использоваться для изучения внутреннего состава планеты.

Потоки нейтрино, образующихся при ядерных реакциях в космосе, в том числе на Солнце, постоянно пронизывают Землю. Недавно нейтринная обсерватория IceCube, расположенная на территории антарктической станции «Амундсен-Скотт», у Южного полюса Земли, зарегистрировала «след» нейтрино с самой высокой энергией.