Ученые выяснили, почему вирусы гриппа неуязвимы

Российские и американские ученые выяснили, что различные гены вируса гриппа эволюционируют скоординированным образом, а не независимо друг от друга.

Способность гриппа быстро эволюционировать — одна из главных причин того, почему человечеству до сих пор не удалось справиться с инфекционными заболеваниями. Быстро возникающие мутации позволяют патогенам обходить защиту иммунной системы человека и обеспечивают устойчивость к лекарственным препаратам.

Как

сообщается

в пресс-релизе Института проблем передачи информации (ИППИ) имени А.А. Харкевича, ученые под руководством Георгия Базыкина, заведующего сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН провели биоинформатический анализ, результаты которого опубликованы в журнале

PLOS Genetics

.

Исследователи изучили последовательность возникновения мутаций в двух важнейших генах вируса гриппа, кодирующих белки гемагглютинин и нейраминидазу. Выяснилось, что изменения в разных генах были согласованы между собой, то есть мутации в одном гене «разрешались» предыдущими мутациями или компенсировались последующими мутациями в другом гене.

Такая координация означает, что естественный отбор способствует развитию определенных сочетаний мутаций, значение которых необходимо для понимания и, возможно, предсказывания процесса эволюции.

Способность вирусов трансформироваться в короткие сроки может быть использована в

лечении онкологических заболеваний

. Недавно стало известно, что ученые из Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта (ИМБ РАН) разрабатывают методику борьбы с раковыми клетками, в которой задействованы быстро изменяющиеся вирусы.

Ученые из Санкт-Петербурга создали покрытие для сосудов, растворяющее тромбы

Ученые из Университета ИТМО (Санкт-Петербург, Россия) создали покрытие для сосудистых имплантантов, которое препятствует образованию тромбов. Новый подход поможет избавить пациентов с установленными имплантатами от пожизненного приема антикоагулянтых препаратов.

Как

сообщает

пресс-служба университета, новое покрытие для сосудистых имплантантов обеспечивает постоянную концентрацию фермента, растворяющего тромбы.

Для лечения некоторых сердечно-сосудистых заболеваний врачи прибегают к вживлению в организм пациента разных структур, в том числе и искусственных кровеносных сосудов. Однако часто это приводит к осложнениям — образованию тромбов, сгустков крови и закупорке сосудов. Поэтому пациентам, которым был установлен имплантат, необходимо применять препараты, уменьшающие свертываемость крови, — антикоагулянты. [ ... ]

В Томске создадут инструмент для борьбы с туберкулезом

Ученые из Национальных институтов здоровья США (NIH), члены Международной ассоциации русскоговорящих ученых (Russian-speaking Academic Science Association — RASA), вместе с исследователями Института кибернетики Томского политехнического университета (ТПУ) запустят новый проект по созданию глобальной базы данных для лечения туберкулеза.

Российские и американские ученые договорились о запуске международного проекта, направленного на борьбу с туберкулезом. Работа по созданию базы данных будет проводиться на базе центра RASA в Томске,

сообщается

на сайте университета.

База данных будет включать работы медиков по изучению, диагностике и лечению болезни. Доступ к порталу будет открыт врачам по всей России, более того, они тоже смогут вносить информацию о своей практике. Также будет создан новый инструмент диагностики с помощью средств 3D-визуализации. [ ... ]

Российские ученые получили возможную альтернативу парацетамолу

Исследователи из НГУ совместно с коллегами из Эдинбургского университета впервые получили и описали новый полиморф метацетамола (структурного изомера парацетамола). После того как будут детально изучены его свойства, препарат, возможно, можно будет использовать как аналог известного жаропонижающего.

Исследование проводилось в НОЦ НГУ на кафедре химии твердого тела НГУ. Результаты