Ученые выяснили, от чего зависят суточные ритмы организма

В исследовании, посвященном изучению функционирования циркадных нейронов, ученые обнаружили, что механизмами сна и бодрствования управляют два типа каналов клеточных мембран. Удивительным для ученых стало то, что этот механизм одинаков и у насекомых, и у млекопитающих.
Группа ученых во главе с доктором Рави Аллада (Ravi Allada) из Северо-Западного университета (ЮАР) провели ряд наблюдений и выяснили, что циркадные ритмы (циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи) зависят от работы определенных типов ионных каналов. Ионные каналы — это белки, которые поддерживают разность потенциалов между сторонами клеточной мембраны. Через ионные каналы проходят ионы Na^+ (натрия), K^+ (калия), Cl^- (хлора) и Ca^{2+}
(кальция).

Как сообщает пресс-служба университета, Аллада и его коллеги обнаружили, что высокая активность эпителиальных натриевых каналов активизирует работу клеток в течение дня, в то время как активация калиевых каналов работает как выключатель и помогает организму погрузиться в сон. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell.

Неожиданностью для исследователей стало, что такой механизм был обнаружен и у мух, и у мышей. «Это говорит о том, что основной механизм управления нашими циклами сна и бодрствования сформировался за сотни лет эволюции», — пояснил доктор Аллада. Ученые считают, что такой же механизм есть и у человека.

Более четкое понимание работы данного механизма, которое ученые назвали bicycle (англ., велосипед), где две «педали» — натриевая и калиевая — совершают оборот за 24 часа, позволит создавать новые лекарственные препараты для решения проблем нарушения биоритмов.