Ученые узнали, как вороны подвергают «читеров» остракизму

Исследуя способность воронов объединяться для решения определенных задач, ученые выяснили, что они предпочитают работать в сотрудничестве с «друзьями». Также вороны старались больше не связываться с теми, кто их однажды одурачил, украв порцию угощения.
Кооперативные навыки воронов изучали специалисты из отдела когнитивной биологии Венского университета и австрийского Университета ветеринарной медицины. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Scientific Reports.

В исследовании участвовали девять воронов, живущих на научной станции в Бад Фёслау. Двум воронам демонстрировалась платформа, располагавшаяся за пределами вольера, на которой лежали два небольших кусочка сыра. К платформе вели два конца веревочки, за которые они могли ее подтянуть. При этом эффективно было тянуть только одновременно: в противном случае один из концов веревочки выскользал из петель, закрепленных на платформе, и оставался в клюве тянущего.

Эксперимент состоял из двух частей: в первой вороны сами спонтанно формировали пару, во второй пары задавали исследователи. Оба подхода показали, что вороны могут эффективно кооперироваться без дрессировки. Каждый ворон хотя бы раз успешно сработался с каким-то сородичем, однако в некоторых парах сотрудничество не получалось. Вороны категорически отказывались взаимодействовать с напарниками, которые хоть раз обманули их и съели оба кусочка сыра с платформы: второй раз оказавшись в паре с «жуликом», птицы намеренно проваливали задание. «Наш результат предполагает, что выбор воронов, сотрудничать или нет, следует некому правилу «око за око», пусть и в краткосрочной перспективе», — отмечают авторы работы.

Данное исследование обнаруживает у воронов механизмы поведения, ранее замеченные только у людей и некоторых обезьян. Это свидетельствует, что вороны не только одни из самых сообразительных птиц, но и в принципе один из самых умных видов (здесь можно посмотреть, как именно ученые решают, какой вид умнее, а какой глупее). Способность к кооперации является важным элементом социальной жизни человека, поэтому изучение аналогичных способностей животных может дать представление о когнитивной эволюции.