Ученые нашли бактерии, которые в невесомости растут лучше, чем на Земле

В рамках проекта MERCCURI ученые собрали образцы бактерий в различных местах на Земле, а также на космическом корабле. Полученные штаммы затем отправили на МКС для изучения их роста в условиях микрогравитации. Оказалось, что в основном бактерии «не замечали» разницы, однако один вид рос в космосе лучше, чем на Земле.
Исследование, нацеленное на изучение динамики роста микроорганизмов в космосе, было проведено группой американских исследователей при помощи добровольцев, участвовавших в сборе образцов. Результаты их анализа опубликованы в статье в журнале PeerJ.

В общей сложности для экспериментов использовали 48 видов бактерий, некоторые из которых были собраны на Земле, а другие — на борту космических аппаратов. Для наблюдения за бактериями ученые подготовили два набора чашек Петри, чтобы выращивать их на Земле и в космосе. До момента прибытия на МКС чашки заморозили при -80 градусах по Цельсию, а затем наблюдали динамику роста размороженных бактерий на чашках в течение четырех суток.

Результаты анализа не выявили статистически значимых различий для большинства видов, тем более что почти все их в норме можно найти на МКС. Единственным исключением был вид Bacillus safensis, образцы которого были первоначально собраны с марсохода Mars Exploration Rover в 2004 году. Эти микроорганизмы росли на 60% лучше в космосе, чем на Земле. Природа этого эффекта пока неизвестна, однако ученые надеются связать его с генетическими особенностями «марсианского» вида.

Понимание того, как ведут себя различные микроорганизмы в условиях микрогравитации, критически важно для долгосрочного планирования космических полетов и экспериментов. К примеру, недавно ученые также выяснили, что на МКС постоянно присутствует некоторое количество патогенных видов, потенциально представляющих угрозу.