Ученые узнали, как жирафы вырастили свою шею

Сравнение шейных позвонков разных видов из семейства жирафовых показали, что современные жирафы приобрели длинную шею в два этапа: сначала их позвонки удлинились в сторону головы, а затем, через миллион лет, и в сторону хвоста.
Изучение костей и окаменелостей провела группа ученых из отделов анатомии и биомедицинских наук Колледжа остеопатической медицины Нью-Йоркского технологического института (Олд Уэстбери, Нью-Йорк, США). Работа была опубликована в журнале Королевского общества открытой науки 7 октября 2015 года.

Исследователи сравнили анатомию шейных позвонков жирафов с шейными позвонками окапи (вид лесных жирафов) и позвонками их вымерших родственников. Ученые ввели 20 параметров для оценки относительной «стройности» позвонков животных каждого из 11 изучаемых видов. По строению третьего шейного позвонка разных видов ученые сделали вывод, что удлинение произошло в два этапа: около 7 миллионов лет назад вытянулась передняя (верхняя) часть позвонка, а еще через миллион лет задняя (нижняя).

Из всего семейства лишь ныне живущий вид жирафовых — Giraffa camelopardalis — прошел обе стадии и приобрел удивительно вытянутую шею. Длина его шейного позвонка в девять раза больше его ширины и соответствует длине плечевой кости взрослого человека. В то же время только у окапи, единственного живого родственника жирафа, шея больше не удлинялась, а напротив, сейчас ее позвонки вторично укорачиваются. «Мы также обнаружили, что уже самые примитивные жирафы имели немного вытянутую шею. Удлинение началось еще до появления семейства жирафовых 16 миллионов лет назад», — добавляет руководитель исследования Мелинда Дановиц (Melinda Danowitz)

Ученые из различных областей биологических наук (начиная с Ламарка и Дарвина) строили теории об эволюционном происхождении и назначении шеи жирафа. Было показано, что ее длина позволяет им питаться листвой крон высоких деревьев и помогает самцам выигрывать борьбу за самку. Однако только данная работа, базирующаяся на филогенетическом подходе к анализу физиологических особенностей, демонстрирует реальное эволюционное развитие «длинношеести» жирафа.