Ученые создали чип для «выяснения отношений» между человеком и бактериями

Новая система позволяет «бок о бок» выращивать клеточную культуру кишечника человека и населяющие кишечник бактерии. С ее помощью исследователи смогут воспроизвести и изучить происходящие в теле человека процессы, недоступные другим методам исследования.

Cостав кишечных бактерий влияет на здоровье человека: некоторые заболевания, например сахарный диабет или ожирение, связаны именно с дисбалансом микрофлоры. Однако современные методы в этой области ограничены экспериментами на животных, результаты которых нельзя однозначно перенести на человека. В новой статье,

опубликованной

в журнале

Nature Communications

, ученые из США и Люксембурга представили систему, которая расширит возможности исследователей, — микропроточный чип HuMiX (Human-Microbial Crosstalk — «общение человека и микробов»).

HuMiX имитирует анаэробные — безвоздушные — условия, в которых существуют микроорганизмы и клетки эпителия кишечника. Система состоит из трех ячеек: в верхней части содержатся питательные вещества, в средней камере на тонкой мембране растут человеческие клетки, а в самом низу — бактериальная культура из одного или несколько штаммов.

Чтобы проверить, насколько точно HuMiX имитирует окружающую среду кишечника человека, ученые измерили, как соседство с разными видами бактерий меняет активность генов в клетках кишечника. Полученные данные согласуются с результатами аналогичных измерений

in vivo

, то есть в живом организме, и экспериментами над животными.

Чип HuMiX позволит микробиологам лучше изучить взаимодействие бактериальных клеток с клетками человека и проверить ряд гипотез. К примеру, недавно ученые

показали

, что бактерии кишечника могут влиять на последствия инсульта.

Российские ученые узнали, что влияет на успех школьников

Исследователи из Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ установили, что успехи первоклассников на конец учебного года определяются уровнем дошкольной подготовки, образованием матери и размером домашней библиотеки.

Ученые проверили навыки счета и словесности у 1297 первоклассников из 38 школ Татарстана в начале и в конце учебного года. Также исследователи собрали информацию об учителях и семье ребенка: об образовании родителей, размере зарплаты, количестве книг в доме.

Результаты детей в школах с углубленным изучением предметов были лучше. Но оказалось, что в такие школы изначально приходят более подготовленные ученики, а их абсолютный прогресс за год такой же, как у детей из обычных школ.

Наибольшее влияние на успех первоклассника в школе оказывали дошкольный уровень математической подготовки и социально-экономический статус семьи. Так, у детей из лицеев и гимназий были более образованные мамы: высшее образование есть у 71% из них. Мамы ребят из обычных школ лишь в половине случаев имеют высшее образование.

Другим важным критерием оценки подготовленности ребенка к успешной учебе оказалось количество книг в домашней библиотеке: в обычных школах больше детей, в доме которых до сотни книг, а в гимназиях и лицеях чаще учатся ребята с более богатым книжным собранием. [ ... ]

Птицы гибнут в Африке из-за ранней весны в Арктике

Сдвиг сроков таяния снега и пика размножения насекомых в Арктике приводит к тому, что птенцам исландских песочников не хватает еды, и они вырастают меньшего размера. Однако, для того чтобы кормиться на зимовке в Африке, им нужен длинный клюв. В результате популяция птиц сокращается.

Международная группа ученых, в том числе Михаил Соловьев, сотрудник лаборатории орнитологии МГУ им. Ломоносова, проанализировала данные спутниковых наблюдений за таянием льда в Арктике и данные наблюдений за окольцованными представителями одного из видов исландских песочников, собранные за 33 года.

Исследованный учеными вид птиц размножается на Таймыре, а на зиму улетает на западное побережье Африки. Анализ спутниковых снимков показал, что в

Арктике

из-за глобального [ ... ]

«Чердак» запускает серию интеллектуальных турниров для знатоков

Портал «Чердак» и интеллектуальный клуб «Область мысли» организовали интеллектуальные турниры, которые пройдут 25 мая в пресс-центре ТАСС и 28 мая в онлайн-формате.

Игры на кубок «Чердака» пройдут в двух форматах и будут посвящены различным научным темам, которые освещал портал «Чердак».

Так, 25 мая в 19:00 в пресс-центре ТАСС состоится офлайн-турнир для представителей СМИ.

28 мая пройдет кубок «Чердака» в режиме онлайн для всех желающих – команды смогут играть в любом месте: в кафе, на даче или дома. Для участия в турнире потребуются компьютер и интернет.

Онлайн-турнир будет напоминать телепередачу «Что? Где? Когда?»: у игроков будет 1 минута, в течение которой необходимо успеть ответить на вопрос и записать его в соответствующую строку на сайте игры. [ ... ]