Химики из МГУ дополнили теорию сверхпроводимости

Международной группе исследователей впервые удалось продемонстрировать, что распределение кислородных дефектов у сверхпроводящих купратов показывает коррелированное поведение, которое взаимодействует с волной зарядовой плотности. Прежде считалось, что дефекты, связанные с внедрением кислорода, имеют случайный характер.
Ранее считалось, что квантовый эффект сверхпроводимости может возникать лишь при абсолютном нуле, то есть при температуре минус 273,15 градуса по Цельсию. Ученые доказали, что эффект проявляется и при температуре в минус 70 градусов по Цельсию, что позволит проводить эксперименты в Арктике.

Статья, посвященная исследованию взаимодействия между волной зарядовой плотности и замороженного беспорядка, создаваемого допантами (модифицирующими добавками, которые повышают удельную электрическую проводимость или оптические свойства материала) в сверхпроводниках, была опубликована в журнале Nature
. Кратко об исследовании сообщается в пресс-релизе МГУ имени Ломоносова.

Объектом исследования были ртутьсодержащие сверхпроводники, которые ученые из МГУ открыли еще в 1993 году. Конкретно исследователи работали со сверхпроводящим сложным оксидом ртути и меди, который является идеальным объектом для изучения модельных явлений, так как обладает неискаженной тетрагональной структурой и максимальной температурой перехода (95 кельвинов, или минус 178,15 градуса по Цельсию) среди однослойных купратов.

Модель структуры сверхпроводника. Источник: Сергей Казаков/пресс-служба МГУ

Полученные результаты поспособствуют созданию сверхпроводника, работающего при комнатной температуре, что в свою очередь станет подспорьем для создания настоящего квантового компьютера.