Спасибо, что вы с нами!

Российские исследователи придумали способ очищать дно водоемов от нефти

В процессе эксплуатации на нефтепроводах возможны аварии, в результате которых часть нефти может попадать в расположенные поблизости водоемы и наносить катастрофический вред экосистеме. Отравление нефтью не только вызывает аномалии развития у рыб, но и приводит к исчезновению некоторых видов животных.
Ученые Биологического института Томского государственного университета (ТГУ) создали технологию, позволяющую без размывания поднимать нефть со дна водоемов и убирать ее с поверхности воды. Технология основана на методе флотации (процесс разделения мелких твердых частиц, главным образом минералов, в водной суспензии или растворе). Об изобретении сообщает пресс-служба ТГУ.

Директор Биологического института ТГУ, д.б.н. Данил Воробьев пояснил принцип действия новой системы: «В место скопления нефти осуществляется пневмомеханическое воздействие, в результате которого нефть прилипает к разделу двух фаз — воздуха и жидкости — и понимается на поверхность».

Основные принципы технологии показали свою эффективность на практике уже несколько лет назад. В частности, технология использовалась в Республике Коми для очистки озера Щучье, где со дна было поднято 157 тонн нефти. После очистки озеро стало активно заселяться новыми гидробионтами, а количество аномалий сократилось со ста процентов до трех.

Теперь ученые Биологического института усовершенствовали свое изобретение, научившись полностью контролировать подъем нефти со дна. Для этого было создано специальное устройство, которое позволяет избегать утечки нефти в момент флотации. После подъема загрязняющего вещества оно собирается в первичный отстойник, а затем отправляется в плавающие бассейны, наполненные сорбентами. В конечном итоге вода, прошедшая все стадии очистки, имеет содержание вредных веществ ниже предельно допустимой концентрации.

Наряду с этим биологи ТГУ разработали технологию очистки донных отложений, которая позволит проводить очистку дна подо льдом в зимний период.