Ученые на 20% продлили жизнь мышам, «убив» в их организме постаревшие клетки

В новом исследовании ученые показали, что «очистка» организма от постаревших клеток может существенно увеличить продолжительность жизни мышей. Кроме того, описанная процедура улучшала состояние почек, сердца и других внутренних органов, а также влияла на поведение животных, делая их более активными и смелыми.

Ученые давно «заподозрили», что накопление состарившихся и потерявших способность делиться клеток каким-то образом связано со старением организма в целом. Ограничение потенциала к делению у переживших стресс клеток отчасти действует как защитный механизм: оно препятствует росту опухолей и способствует заживлению ран. Однако прекращение деления стволовых клеток тканей проводит к тому, что некоторые внутренние органы перестают восстанавливаться и, как следствие, стареют. В новой

работе

, опубликованной в журнале

Nature

, международная исследовательская группа по изучению рака описала положительные эффекты избавления организма от состарившихся клеток.

Характерным признаком «пожилых» клеток является ген

p16Ink4a

. Для того чтобы получить возможность избирательно вызывать апоптоз — клеточный суицид — в состарившихся клетках, ученые связали с

p16Ink4a

еще два гена. С их помощью гибель клеток, выделяющих p16Ink4a, у трансгенных мышей можно было вызвать инъекциями вещества AP20187. Его эффективность ученые оценили в 50—70%, то есть в экспериментах все-таки удавалось убивать большую часть неспособных к делению клеток. Как только подопытные мыши достигали среднего возраста, исследователи вводили им AP20187 дважды в неделю.

После шести месяцев терапии «очищенные» мыши чувствовали себя в целом лучше, чем животные из контрольной группы: их внутренние органы были заметно здоровее (более выносливое сердце, более эффективная фильтрация в почках и так далее). Более того, мыши из разных групп отличались по поведению: прошедшие процедуру грызуны вели себя более «молодо», охотно исследуя новые территории. Конечно, не все физиологические показатели подопытной группы были лучше, чем у контрольной: животные по-прежнему старели и умирали, а с возрастом у них ухудшалась память, мышечный тонус и координация.

Выдающийся результат, однако, состоит в том, что у двух мышиных линий средняя продолжительность жизни выросла на 20%. Возможно, такая разница связана с положительным влиянием «очистки» на раковые клетки: не убивая их полностью, процедура замедлила рост опухоли.

Изучение старения и попытки его предотвратить — «горячая точка» современных научных изысканий. Помимо проведения

масштабных исследований

, уже зафиксирован случай изменения собственного генома во избежание старения, о чем «Чердак»

рассказывал

ранее.

Сибирские ученые придумали, как заставить раковые клетки голодать

Ученые из Томского политехнического университета и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН совместно с коллективами из других стран разработали наноразмерные агенты, которые заставляют раковые клетки «голодать», что замедляет их рост и развитие.

Международный коллектив ученых, работающих в новом направлении Cancer Nanotechnology (поиски новых методов терапии рака с использованием нанотехнологий), уже получил патент на разработку новой методики. Детали разработки приведены в статье в журнале

Scientific Reports

, а популярно об открытии

сообщает [ ... ]

Люксембург заявил о намерении добывать редкие металлы в поясе астероидов

На днях правительство Люксембурга заявило о готовящемся проекте по добыче полезных ископаемых в космосе, в частности — в недрах объектов пояса астероидов Солнечной системы. В первую очередь планируется добывать редкие металлы — золото, платину, вольфрам.

Люксембург стал первой европейской страной, заявившей о планах добывать полезные ископаемые в космосе. В ноябре 2015 года подобные проекты стартовали в США. О намерениях правительства Люксембурга

сообщает

агентство APF.

С научной точки зрения идея поиска редких металлов в поясе астероидов имеет под собой основания. При формировании нашей планеты большая часть металлов под действием гравитации «ушла» к центру Земли. На сегодняшний день люди успели добыть большую часть из того, что осталось ближе к поверхности, однако спрос человечества на редкие и дорогие металлы возрастает в связи с развитием электроники и оборонной промышленности. [ ... ]

Испанские биоинфроматики вычислили, когда клетки научились дышать

В новом исследовании ученые проследили эволюцию белков, общих для большинства эукариотических (имеющих ядро) клеток, чтобы определить, в какой момент те «обзавелись» митохондриями — органеллами клеточного дыхания. Результаты анализа показали, что митохондрии появились только на поздних этапах развития эукариотических клеток.

Принято считать, что эволюционно первыми возникли более простые клетки, генетическая информация которых не была «упакована» в ядре — прокариоты («доядерные»). Лишь затем появились более сложные по строению клетки с настоящим ядром — эукариоты. Для всех известных на сегодняшний день эукариотических клеток характерно наличие двумембранных органелл — митохондрий, отвечающих за энергетический обмен клеток и обладающих собственной ДНК.

Считается, что митохондрии появились, когда будущие эукариоты «захватили» более мелких прокариотических соседей, однако вопрос о том, произошло это до или после формирования ядра, остается открытым. В новой