Ученые на 20% продлили жизнь мышам, «убив» в их организме постаревшие клетки

В новом исследовании ученые показали, что «очистка» организма от постаревших клеток может существенно увеличить продолжительность жизни мышей. Кроме того, описанная процедура улучшала состояние почек, сердца и других внутренних органов, а также влияла на поведение животных, делая их более активными и смелыми.
Ученые давно «заподозрили», что накопление состарившихся и потерявших способность делиться клеток каким-то образом связано со старением организма в целом. Ограничение потенциала к делению у переживших стресс клеток отчасти действует как защитный механизм: оно препятствует росту опухолей и способствует заживлению ран. Однако прекращение деления стволовых клеток тканей проводит к тому, что некоторые внутренние органы перестают восстанавливаться и, как следствие, стареют. В новой работе, опубликованной в журнале Nature, международная исследовательская группа по изучению рака описала положительные эффекты избавления организма от состарившихся клеток.

Характерным признаком «пожилых» клеток является ген p16Ink4a. Для того чтобы получить возможность избирательно вызывать апоптоз — клеточный суицид — в состарившихся клетках, ученые связали с p16Ink4a еще два гена. С их помощью гибель клеток, выделяющих p16Ink4a, у трансгенных мышей можно было вызвать инъекциями вещества AP20187. Его эффективность ученые оценили в 50—70%, то есть в экспериментах все-таки удавалось убивать большую часть неспособных к делению клеток. Как только подопытные мыши достигали среднего возраста, исследователи вводили им AP20187 дважды в неделю.

После шести месяцев терапии «очищенные» мыши чувствовали себя в целом лучше, чем животные из контрольной группы: их внутренние органы были заметно здоровее (более выносливое сердце, более эффективная фильтрация в почках и так далее). Более того, мыши из разных групп отличались по поведению: прошедшие процедуру грызуны вели себя более «молодо», охотно исследуя новые территории. Конечно, не все физиологические показатели подопытной группы были лучше, чем у контрольной: животные по-прежнему старели и умирали, а с возрастом у них ухудшалась память, мышечный тонус и координация.

Выдающийся результат, однако, состоит в том, что у двух мышиных линий средняя продолжительность жизни выросла на 20%. Возможно, такая разница связана с положительным влиянием «очистки» на раковые клетки: не убивая их полностью, процедура замедлила рост опухоли.

Изучение старения и попытки его предотвратить — «горячая точка» современных научных изысканий. Помимо проведения масштабных исследований, уже зафиксирован случай изменения собственного генома во избежание старения, о чем «Чердак» рассказывал ранее.